Избранное сообщение

четверг, 4 мая 2017 г.

Представители цифровой индустрии не должны выступать сообщниками государств в обеспечении цензуры в Интернете - эксперт ООН





03.05.2017 — Прибегая к цензуре во Всемирной паутине, представители государственных органов власти зачастую опираются на помощь компаний из цифровой индустрии. Об этом говорится в новом исследовании Специального докладчика ООН по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение Дэвида Кэя. Эксперт ООН призывает поставщиков услуг Интернета не идти на поводу у государства и помнить о необходимости защиты прав своих клиентов.


В новом докладе Дэвид Кэй напоминает об обязанности государств обеспечивать защиту свободы выражения мнений в электронных сетях. Он говорит о роли частных компаний, занимающихся предоставлением доступа к Интернету и другим телекоммуникационным ресурсам, предлагает им взять на вооружение набор принципов, которые помогут им оградить своих клиентов от вмешательства в их частную жизнь в виртуальном пространстве




«Когда власти хотят полностью отключить пользователей от веб-сайтов, социальных сетей или Интернета, им зачастую требуется помощь поставщиков услуг Интернета. Они вмешиваются в работу провайдеров Интернет связи на территории страны», - заявил Дэвид Кэй.



Частные цифровые компании нередко способствуют укреплению государственной цензуры и обеспечению слежки в Интернете. Они участвуют в этом против своей воли, подвергаясь давлению, либо молчаливо этому потворствуя.



По словам Специального докладчика, в Соединенных Штатах один из крупнейших в стране поставщиков создал якобы «суперпоисковую программу» для облегчения доступа правоохранительных органов к телефонам клиентов, даже несмотря на то, что по закону не был обязан этого делать.


В Казахстане номера телефонов и адреса электронной почты должны храниться поставщиком сетевых услуг в течение двух лет. В Российской Федерации от частных компаний требуют хранить содержание всех телефонных разговоров и текстовых сообщений клиентов в течение шести месяцев, а метаданные о соответствующих сообщениях – в течение трех лет.



В некоторых странах органы власти добиваются отключения связи в Интернете во время забастовок и протестов. Сегодня нередко отрезают доступ к Интернету по всей стране для предотвращения «мошенничества учащихся в ходе национальных экзаменов».


«Узбекистан, возможно, был первой страной, которая прибегла к такому обоснованию во время университетских вступительных экзаменов в 2014 году. В 2016 году предположительно по распоряжению властей был отрезан доступ в Интернет в ходе экзаменов в Алжире, Индии, Ираке и Эфиопии», - говорится в документе.

Узбекистан, возможно, был первой страной, которая отключила Интернет во время университетских вступительных экзаменов


Эксперт опасается, что требования правительств к частным субъектам, и то, каким образом те реагируют на эти требования, может ограничить возможности журналистов безопасно вести расследования, препятствовать разоблачению злоупотреблений или затруднять деятельность правозащитников.


Дэвид Кэй напоминает, что, как минимум, государствам и частным компаниям следует исходить из того, что запрос о слежке и изъятии информации должен выдаваться независимым, беспристрастным и компетентным судебным органом.


«В тех случаях, когда государства требуют участия корпораций в применении цензуры или наблюдения, компании должны в максимально возможной и допускаемой законом степени стремиться к предотвращению или смягчению негативных последствий их участия в таких операциях для прав их клиентов. В любом случае компании должны принимать все необходимые и законные меры к тому, чтобы не нарушать права человека, не становиться соучастниками таких нарушений и не способствовать им», - подчеркнул Специальный докладчик.

http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=27879#.WQqOdPnyhH0 http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode