07.02.17
23 января 2017 г. – 13th Annual State of the Net Conference (Washington, USA) (600 участников)
«Состояние Сети» – основная высокого уровня конференция по интернет-политике США, традиционно на ней приглашённые высокопоставленные представители правительства и Конгресса рассказывают о приоритетах на предстоящий год. В этом году участники рассматривали вопросы политики, которые предстоит решать администрации Трампа и новому составу Конгресса. Обсуждали вопросы обновления коммуникационного законодательства (Communications Law); новые вопросы повестки кибербезопасности; новых игроков и новые проблемы, которые могут быть в центре внимания; некоторые специфические темы, связанные с Интернетом, такие как Интернет вещей, цифровая экономика (Internet-enabled economy), онлайн-радикализация и онлайн-борьба с террором.
23-25 января 2017 г. – EU Internet Governance Week (Brussels, Belgium)
В 2017 году Европа примет Форум по управлению Интернетом (ФУИ) и G20. В процесс подготовки широко вовлекаются европейские институты и правительства. «Европейская неделя по управлению Интернетом» была призвана повысить осведомлённость о европейской позиции по ключевым вопросам, связанным с современным и будущим Интернетом. На сайте Еврокомиссии (ЕК) выделены следующие мероприятия:
заседание Группы высокого уровня ЕК по управлению Интернетом (High Level Group on IG) с участием заинтересованных сторон по вопросам европейской повестки на ФУИ 2017;
информационная сессия об основных идеях инициативы ЕК «Интернет следующего поколения» (Next Generation Internet, NGI);
круглый стол, организованный RIPE NCC, на котором представители правительств, регуляторов и технического сообщества обсуждали проблемы интернет-безопасности и вопросы подотчётности всех «технических» участников экосистемы управления Интернета. Ниже приведена актуальная схема экосистемы:
25-27 января 2017 г. – Computers, Privacy & Data Protection (CPDP) 2017: The Age of Intelligent Machines (Brussels, Belgium) (более 70 сессий и семинаров)
Цель одной из ведущих европейских конференций – многостороннее обсуждение самых актуальных проблем и новых тенденций в сфере конфиденциальности и защиты данных.
На сессии «Одна неделя с Трампом: Что мы можем сделать, чтобы защитить открытый Интернет?» основными докладчиками были представители американских аналитических центров Карнеги и Стэнфордского университета, председатель Глобальной комиссии по стабильности киберпространства (Global Commission on the Stability of Cyberspace, GCSC) Марина Кальюранд (Marina Kaljurand) и депутат Европарламента Мариете Шааке (Marietje Schaake).
Дискуссия проходила в русле следующей проблемы: «Открытый Интернет находится под угрозой по целому ряду направлений и мер, таких как приватизация некоторых онлайн-функций правоохранительных органов крупными интернет-компаниями (privatised law enforcement by large internet companies), законодательные лазейки в шифровании или принудительные законы о локализации данных. Предвыборные заявления Трампа и ключевые назначения в новой администрации наводят на мысль, что будущее для шифрования, сетевой нейтральности и конфиденциальности выглядит мрачным. Как это повлияет на будущее открытого интернета, на трансатлантические отношения? Что может сделать ЕС для сохранения открытого интернета? Каковы основные препятствия в достижении поставленной цели?»
26-27 января 2017 г. – CSTD Working Group on Enhanced Cooperation: 2nd meeting (Geneva, Switzerland) (70 участников)
На первом заседании (30 сентября 2016 года) Рабочей группы (2016-2018) по укреплению сотрудничества по вопросам государственной политики, касающимся Интернета, Комиссии ООН по науке и технологиям в целях развития (далее по тексту – РГ КНТР) были определены вопросы для обсуждения на втором заседании:
Каковы высокого уровня характеристики «расширенного сотрудничества» (High Level Characteristics of Enhanced Cooperation)?
С учётом работы предыдущей РГ КНТР и п.69-71 Тунисской повестки по информационному обществу, в частности, какие рекомендации должна подготовить нынешняя РГ?
До 15 декабря собирали вклады. Всего получено 37 вкладов: 27 от членов РГ КНТР и 10 от наблюдателей. На этой базе были подготовлены:
сводный документ по вкладам (Synthesis document: Contributions from WGEC members and observers);
компиляция рекомендаций, предложенных во вкладах (Compilation of recommendations contained in contributions).
Вклад от Российской Федерации поступил 5 декабря 2016 года (на 3 л.). Из него в «компиляцию» включили:
III. Рекомендации приоритетных областей для предстоящей работы III. Recommendations of Priority of Focus Areas for Future Work
Рекомендации Российской Федерации: Recommendation 40. Russian Federation:
2.3. Предлагается сконцентрировать усилия РГ КНТР, в первую очередь, на вопросах международной государственной политики:
инфраструктурный уровень;
уровень контента;
социально-экономическое развитие. 2.3. It is proposed to concentrate efforts of WGEC first of all at the international public policy issues:
Infrastructural level
Content level
Social-economic development
В соответствии с повесткой заседания, участники должны были обменяться мнениями по вкладам, взяв за основу указанные выше документы, и определить шаги для последующей работы.
Дискуссия прошла очень энергично. Тон задавали наблюдатели Ричард Хилл (Richard Hill), Вольфганг Кляйнвехтер (Wolfgang Kleinwachter) и Парминдер Синкх (Parminder Singh). Свои позиции наиболее активно отстаивали представители Ирана, Российской Федерации, США. По итогам работы доступны:
стенограммы;
предварительный анализ высокого уровня характеристик «расширенного сотрудничества». Наибольшую поддержку получили: прозрачное, инклюзивное, многостороннее, совместное, гибкое и адаптивное.
Итоговый документ последует. Очередные заседания РГ КНТР намечены на май и сентябрь-октябрь 2017 года.
Публикации
23 января 2017 г. – The Continued Importance of the U.S.-China Cyber Dialogue
В рамках «Недели США-КНР» в Пекине прошёл 10-й раунд американо-китайского диалога по кибервопросам. Это был так называемый Track 1.5 Dialogue – что-то среднее между официальной дискуссией на уровне высокопоставленных правительственных чиновников (Track 1) и встречей учёных и других неофициальных лиц (Track 2).
Провести диалог были уполномочены американский Центр стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies, CSIS) и китайский Институт современных международных отношений (China Institute of Contemporary International Relations, CICIR). В заседании участвовали правительственные чиновники, аналитики из «мозговых центров» (think tank) и учёные. С китайской стороны, в частности участвовали представители Государственной канцелярии по делам интернет-информации (Cyberspace Administration of China).
Предыдущий раунд охватывал такие вопросы, как кибернормы, суверенитет и ответственность государств в киберпространстве, применение силы в киберпространстве.
Официального отчёта о нынешнем раунде пока нет. В неофициальном порядке стало известно, что в обсуждениях «всплывали» хакерские атаки на Нацкомитет Демпартии США и Россия. Китайские участники думают об этом следующее:
Во-первых, установленное правительством США «авторство» атак не убедительно. Точная атрибуция кибератак пока практически невозможна. Поэтому идея привлечения нейтральной третьей стороны для атрибуции кибератак, высказанная американскими аналитиками, особого интереса не вызывает.
Во-вторых, односторонние «дипломатические» санкции США как средство реагирования на кибервмешательство не имеют особой «сдерживающей» ценности. Но они могут стать барьером для налаживания международного сотрудничества по кибернормам.
В-третьих, жалобы американской стороны на «поддельные новости» (fake news) и вмешательство в их внутреннюю политику лишний раз объясняют, почему китайское правительство регулирует Интернет – чтобы «гарантировать, что информация в Сети является правдой».
Обсуждение двусторонних отношений мало продвинулось вперёд. Китайцы жаловались на реакцию СМИ на Закон по кибербезопасности, утверждая, что он не ограничивает иностранные компании, и его реализация подтвердит стремление Пекина к открытости и международному сотрудничеству. Они высоко оценили передачу функций IANA, но обеспокоены возможным политическим вмешательством в этот вопрос при президенте Трампе. И, неизменно, выразили разочарование тем, что правительство США не воспринимает китайскую Всемирную Интернет-конференцию.
31 января – EuroDIG Planning Meeting
3 февраля – ITU CWG-Internet: 4th Physical Open Consultation Meeting
Цель одной из ведущих европейских конференций – многостороннее обсуждение самых актуальных проблем и новых тенденций в сфере конфиденциальности и защиты данных.
На сессии «Одна неделя с Трампом: Что мы можем сделать, чтобы защитить открытый Интернет?» основными докладчиками были представители американских аналитических центров Карнеги и Стэнфордского университета, председатель Глобальной комиссии по стабильности киберпространства (Global Commission on the Stability of Cyberspace, GCSC) Марина Кальюранд (Marina Kaljurand) и депутат Европарламента Мариете Шааке (Marietje Schaake).
Дискуссия проходила в русле следующей проблемы: «Открытый Интернет находится под угрозой по целому ряду направлений и мер, таких как приватизация некоторых онлайн-функций правоохранительных органов крупными интернет-компаниями (privatised law enforcement by large internet companies), законодательные лазейки в шифровании или принудительные законы о локализации данных. Предвыборные заявления Трампа и ключевые назначения в новой администрации наводят на мысль, что будущее для шифрования, сетевой нейтральности и конфиденциальности выглядит мрачным. Как это повлияет на будущее открытого интернета, на трансатлантические отношения? Что может сделать ЕС для сохранения открытого интернета? Каковы основные препятствия в достижении поставленной цели?»
26-27 января 2017 г. – CSTD Working Group on Enhanced Cooperation: 2nd meeting (Geneva, Switzerland) (70 участников)
На первом заседании (30 сентября 2016 года) Рабочей группы (2016-2018) по укреплению сотрудничества по вопросам государственной политики, касающимся Интернета, Комиссии ООН по науке и технологиям в целях развития (далее по тексту – РГ КНТР) были определены вопросы для обсуждения на втором заседании:
Каковы высокого уровня характеристики «расширенного сотрудничества» (High Level Characteristics of Enhanced Cooperation)?
С учётом работы предыдущей РГ КНТР и п.69-71 Тунисской повестки по информационному обществу, в частности, какие рекомендации должна подготовить нынешняя РГ?
До 15 декабря собирали вклады. Всего получено 37 вкладов: 27 от членов РГ КНТР и 10 от наблюдателей. На этой базе были подготовлены:
сводный документ по вкладам (Synthesis document: Contributions from WGEC members and observers);
компиляция рекомендаций, предложенных во вкладах (Compilation of recommendations contained in contributions).
Вклад от Российской Федерации поступил 5 декабря 2016 года (на 3 л.). Из него в «компиляцию» включили:
III. Рекомендации приоритетных областей для предстоящей работы III. Recommendations of Priority of Focus Areas for Future Work
Рекомендации Российской Федерации: Recommendation 40. Russian Federation:
2.3. Предлагается сконцентрировать усилия РГ КНТР, в первую очередь, на вопросах международной государственной политики:
инфраструктурный уровень;
уровень контента;
социально-экономическое развитие. 2.3. It is proposed to concentrate efforts of WGEC first of all at the international public policy issues:
Infrastructural level
Content level
Social-economic development
В соответствии с повесткой заседания, участники должны были обменяться мнениями по вкладам, взяв за основу указанные выше документы, и определить шаги для последующей работы.
Дискуссия прошла очень энергично. Тон задавали наблюдатели Ричард Хилл (Richard Hill), Вольфганг Кляйнвехтер (Wolfgang Kleinwachter) и Парминдер Синкх (Parminder Singh). Свои позиции наиболее активно отстаивали представители Ирана, Российской Федерации, США. По итогам работы доступны:
стенограммы;
предварительный анализ высокого уровня характеристик «расширенного сотрудничества». Наибольшую поддержку получили: прозрачное, инклюзивное, многостороннее, совместное, гибкое и адаптивное.
Итоговый документ последует. Очередные заседания РГ КНТР намечены на май и сентябрь-октябрь 2017 года.
Публикации
23 января 2017 г. – The Continued Importance of the U.S.-China Cyber Dialogue
В рамках «Недели США-КНР» в Пекине прошёл 10-й раунд американо-китайского диалога по кибервопросам. Это был так называемый Track 1.5 Dialogue – что-то среднее между официальной дискуссией на уровне высокопоставленных правительственных чиновников (Track 1) и встречей учёных и других неофициальных лиц (Track 2).
Провести диалог были уполномочены американский Центр стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies, CSIS) и китайский Институт современных международных отношений (China Institute of Contemporary International Relations, CICIR). В заседании участвовали правительственные чиновники, аналитики из «мозговых центров» (think tank) и учёные. С китайской стороны, в частности участвовали представители Государственной канцелярии по делам интернет-информации (Cyberspace Administration of China).
Предыдущий раунд охватывал такие вопросы, как кибернормы, суверенитет и ответственность государств в киберпространстве, применение силы в киберпространстве.
Официального отчёта о нынешнем раунде пока нет. В неофициальном порядке стало известно, что в обсуждениях «всплывали» хакерские атаки на Нацкомитет Демпартии США и Россия. Китайские участники думают об этом следующее:
Во-первых, установленное правительством США «авторство» атак не убедительно. Точная атрибуция кибератак пока практически невозможна. Поэтому идея привлечения нейтральной третьей стороны для атрибуции кибератак, высказанная американскими аналитиками, особого интереса не вызывает.
Во-вторых, односторонние «дипломатические» санкции США как средство реагирования на кибервмешательство не имеют особой «сдерживающей» ценности. Но они могут стать барьером для налаживания международного сотрудничества по кибернормам.
В-третьих, жалобы американской стороны на «поддельные новости» (fake news) и вмешательство в их внутреннюю политику лишний раз объясняют, почему китайское правительство регулирует Интернет – чтобы «гарантировать, что информация в Сети является правдой».
Обсуждение двусторонних отношений мало продвинулось вперёд. Китайцы жаловались на реакцию СМИ на Закон по кибербезопасности, утверждая, что он не ограничивает иностранные компании, и его реализация подтвердит стремление Пекина к открытости и международному сотрудничеству. Они высоко оценили передачу функций IANA, но обеспокоены возможным политическим вмешательством в этот вопрос при президенте Трампе. И, неизменно, выразили разочарование тем, что правительство США не воспринимает китайскую Всемирную Интернет-конференцию.
31 января – EuroDIG Planning Meeting
3 февраля – ITU CWG-Internet: 4th Physical Open Consultation Meeting
http://d-russia.ru/upravlenie-internetom-poslednie-sobytiya-i-publikatsii-na-29-yanvarya-2017-goda.html
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode