13 февраля 2015 г.
В высоком разрешении
Всеволод Пуля
Большой театр теперь можно посетить виртуально из любой точки Земли. 10 февраля администрация Большого театра совместно с компанией Google презентовала виртуальную 3D-экскурсию по историческому зданию театра и Новой сцене, а также три тематические цифровые выставки из коллекций музея театра.
Уникальные фотографии 1880-1910 годов, а также костюмы, выполненные по эскизам мастеров сцены, теперь можно посмотреть онлайн - на сайте Академии культуры Google.
Корреспондент "РГ” пообщался с Карло д'Азаро Бьондо, президентом по стратегическим партнерствам Google в Европе, на Ближнем Востоке и Африке о том, для чего мировой поисковый гигант тратит огромные средства на оцифровку мирового культурного наследия, а также о его собственных оперных пристрастиях.
Как появилась идея создать Академию культуры Google?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Интернет в России предложили сделать бесплатным
Карло д'Азаро Бьондо: Концепцию придумал Амит Суд. Этот индийский разработчик первым сказал, что хотел бы сходить в музей в интернете. Мы обедали вместе - я, он и еще несколько наших коллег - и обсуждали наше беспокойство тем, что культурное наследие таких стран как Франция, Италия, Испания, Россия и стран Ближнего Востока недостаточно представлено в интернете. Зато появляется все больше английского и американского контента. Можем ли мы как-то это исправить?
В общем, Академия культуры стала одним из проектов 20 процентов Google. Знаете этот подход, да? Каждый сотрудник Google тратит 20 процентов рабочего времени так, как ему этого хочется.
Сначала музеи не хотели присоединяться к программе. Они думали, что люди перестанут в них ходить, если все будет выложено в интернете. Наш ответ был простым. Вы знаете самое широко растиражированное цифровое изображение в мире? Это "Джоконда” Леонардо да Винчи. А самое посещаемое изображение? Тоже "Джоконда”. Спустя какое-то время мы доказали, что чем больше цифровых изображений ты выкладываешь в Сеть, тем больше люди хотят увидеть их в реальности.
Давайте посмотрим на Версаль. Мы заключили с ними первое соглашение в рамках Академии Google четыре года назад, и трафик на их сайт вырос на 20 процентов. Наверняка все эти люди захотели посетить настоящий Версаль после знакомства с сайтом.
В современном мире это как реклама. Разместив Большой театр в интернете, мы прорекламировали его всему миру. Чем больше ты слышишь о Большом, тем больше ты хочешь туда пойти, тем больше хочешь увидеть балет или послушать оперу. Я не знаю ни одного случая, когда реклама в интернете или где-то еще снижала ценность продукта или услуги.
Нам кажется это выгодной сделкой, потому что музеи, участвующие в нашей программе, привлекают больше посетителей, помогают им разжечь интерес, лучше понять ту или иную историю. А для нас это возможность выполнить свою миссию, которая заключается в распространении информации и защите культурного наследия каждой страны.
А вы зарабатываете что-то на этом? Google показывает контекстную рекламу рядом с этим контентом?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Заработал первый туристический интернет-портал Подмосковья
Карло д'Азаро Бьондо: Нет, не показывает. Не все, что мы делаем, должно иметь прямой денежный эффект, у нас есть и социальная ответственность. Вы ведь тоже пишете новости, которые не приносят денег.
Конечно, мы большая и богатая компания, и как раз это - наша социальная ответственность. Мы хотим предлагать людям полезную информацию. Сейчас мы еще не нашли способ ее монетизировать, но с партнерами - музеями, театрами - мы договариваемся, что они получат большую часть денег, если мы такой способ найдем. Ведь контент принадлежит им.
Много людей интересуются такими проектами?
Карло д'Азаро Бьондо: О, огромное количество! Проект с цифровыми шедеврами привлек миллионы людей. Сейчас у нас размещено 1,5 миллиона картин, 620 музеев, 150 работ доступны в ультравысоком разрешении.
А вы сами смотрите их?
Карло д'Азаро Бьондо: Ну, не каждый вечер, конечно. Но иногда я возвращаюсь домой, зажигаю сигару, беру бутылку красного вина и включаю классическую музыку. Мы с женой садимся на диван и смотрим эти картины через телевизор. Мы можем смотреть их два или три часа. Ведь где еще вы найдете 65 полотен Ренуара в одном месте? Или 42 картины Ван Гога? Это непросто. Если бы я не знал чего-то об искусстве, я бы воспользовался этим сервисом для самообразования. А после просмотра нескольких картин уже очень хочется пойти в настоящий музей и увидеть их вживую.
А в театр вы ходите? Были в Большом до этого?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Billboard запустил сервис поиска хитов ко дню рождения
Карло д'Азаро Бьондо: Да, был. И обещал жену сводить. Правда, сейчас она не со мной. Но вот в апреле мы приедем в Москву и обязательно сходим в Большой вместе.
Чьи оперы вам нравятся больше всего?
Карло д'Азаро Бьондо: Опера - она как еда, зависит от момента, от настроения. Мне нравится Чайковский, Верди, Бизе. Я ведь итальянец. Вот спросите меня: если бы я мог отправиться на необитаемый остров и взять с собой только одну оперу, что бы это было? Конечно, что-то итальянское, наверное, в первую очередь, Набукко. Ее музыка превосходна и напоминала бы мне об Италии. Если бы я мог взять больше, чем одну, то взял бы Моцарта. Потом Чайковского. Это сложный выбор! Вы же не сможете назвать только одно любимое блюдо.
Большой театр с радостью согласился стать часть проекта Академия культуры Google. А были у вас сложности с другими театрами или музеями?
Карло д'Азаро Бьондо: Больше всего проблем с современным искусством. Иногда музей просто не обладает всеми правами на публикацию своих экспонатов в интернете. Кроме того, должно меняться и сознание художников. Они должны видеть, что все это работает на популяризацию их работ.
Какой проект занял больше всего времени?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Сервис Google Now интегрировали с 40 приложениями
Карло д'Азаро Бьондо: Версаль мы делали очень долго. Масштаб огромен, мы отсканировали огромное количество объектов. Кроме того, он был одним из первых. Мы хуже разбирались в такой работе, она занимала больше времени. Каждый раз при обкатке новой технологии времени уходит порядочно.
Вы не хотите продавать конечным потребителям эти специальные камеры, которые снимают в 3D?
Карло д'Азаро Бьондо: Хорошая идея. Я поговорю с разработчиками об этом. Мне бы самому такая камера не помешала.
Только они должны быть с палкой, чтобы делать 3D-селфи, иначе популярностью не будут пользоваться.
Знаете, если мы такую штуку сделаем, вы ее получите одним из первых. Это как технологии в "Формуле-1”: мы должны их проверить на прочность, чтобы понять, что из этого приживется. Мы не уверены, будет ли это приносить деньги и станет ли потребительским продуктом. Но начинать с чего-то надо.
А сколько стоит оцифровать театр?
Карло д'Азаро Бьондо: К сожалению, я не уполномочен называть цифры. Но вот сканирование картин в ультравысоком разрешении может стоить от 10 до 50 тысяч евро, в зависимости от самой картины и от используемого оборудования.
Расскажите о людях, которые этим занимаются. Они работают в Google?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
В браузере Mozilla Firefox появится виртуальная реальность
Карло д'Азаро Бьондо: У нас есть центр в Париже, в котором 20 разработчиков трудятся над технологией 3D-сканирования. Она используется в Street View (уличных панорамах), и есть специальная версия для произведений искусства. Это их основная работа, и они все, кстати, бредят искусством.
А чтобы сканировать объекты и помещения, мы используем других сотрудников Google. Они учатся работать с 3D-камерами и делают все снимки. Без их помощи, только с 20 разработчиками, мы бы не справились.
Кстати, разработчики подчиняются вышестоящему руководству, мне они неподотчетны. Я отвечаю за видение, концепцию всего проекта Академии культуры.
В Google есть еще одно правило: минимум 50 процентов сотрудников должны быть разработчиками, концентрироваться на создании продуктов для конечных потребителей. Я думаю, что это хороший баланс, потому что он создает правильную культуру в компании, заряжает людей на долгосрочные результаты.
И у всех у нас есть время на создание новых идей и проведение инноваций.
Какие следующие объекты вы собираетесь оцифровать?
Карло д'Азаро Бьондо: Планов много. Кремль, например…
Кабинет Путина?
Карло д'Азаро Бьондо: Ну, шпионить мы не собираемся. Мы хотим показывать то, что поможет иностранцам понять Россию. Церкви, музеи, современное искусство, уличное искусство. Лимитов нет. Дайте нам идею, мы ее реализуем. Мы стараемся делать все возможное, чтобы культуры народов мира понимали лучше. Мы продвигаем искусство разных стран.
А маленькие музеи могут обратиться в Google с просьбой оцифровать свои архивы?
Карло д'Азаро Бьондо: Да, могут. Из 600 наших музеев 400 - как раз небольшие. Если вы представляете небольшой музей в России, обращайтесь к нам, выставляйтесь в Академии культуры Google. Посетители к вам потянутся.
А куда им отправлять запросы?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Глава Google предсказал исчезновение интернета
Карло д'Азаро Бьондо: У Академии культуры есть сайт, пишите туда. Кстати, ведь сейчас в России проходит год литературы. Я надеюсь, нам удастся что-нибудь сделать в честь этого. Русская литература, наравне с балетом, пользуется мировой популярностью. Так что мы бы хотели представить ее в интернете в каком-то виде.
Как вы интегрируете все это с другими сервисами Google? Например, можно ли посмотреть все эти выставки через очки виртуальной реальности Google Cardboard?
Карло д'Азаро Бьондо: Интеграция с Cardboard уже работает. Можете гулять по музеям в виртуальной реальности. Сейчас мы хотим сделать приложение для Android, чтобы все наши коллекции удобно и быстро можно было посмотреть с телефона.
Лично мне бы хотелось перенести все это на карты. Почему? Я думаю, это очень полезно для путешественников. Вот я в Москве, и если бы я увидел все эти полотна на карте, то точно бы захотел пойти и посмотреть на них в реальности. Я очень прошу разработчиков перенести всю нашу работу на карту, но пока еще не преуспел в этом. Они сами решают, что делать. Эх, разработчики - вольные души.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир Урин, Генеральный директор Большого театра России:
- Googl вышел на нас с этой инициативой, и мы с радостью ее поддержали. Я бы сравнил это с нашими кинопоказами, которые, с одной стороны, конечно, нарушают саму природу театра, того живого контакта, который должен возникать между актером и залом, а с другой - невероятно расширяют круг нашей аудитории. Наш последний показ " Лебединого озера" посмотрели 120 тысяч человек, это - как сто Больших театров!
Так и с проектом Академии культуры на платформе Googl. Появилась возможность для людей практически в любой точке земного шара узнать нашу архитектуру, познакомиться с интерьерами Исторической и Новой сцен, а при желании - разглядеть отдельные элементы декора, увидеть уникальные экспонаты нашего музея и редкие фотографии артистов театра.
Мы, бесспорно, собираемся продолжать эту работу, выкладывая новые материалы и виртуальные выставки, и я бы надеялся, что в дальнейшем мы не только будем открывать страницы истории Большого, но и придумаем совместные проекты, отражающие в Интернете нашу сегодняшнюю творческую жизнь.
Справка "РГ"
В Академии культуры Google представлены коллекции экспонатов и виртуальные экскурсии по таким известным местам как Версаль и Белый дом в США. Театров пока всего три: помимо Большого, это Парижская национальная опера и британский Ковент-гарден.
Российские музеи представлены в Академии Третьяковской галереей, Музеем изобразительных искусств имени Пушкина, Эрмитажем, Русским музеем, Троице-Сергиевой лаврой, Мосфильмом, Международным центром-музеем имени Н.Рериха, Еврейский музеем и центром толерантности, Елабужским государственным музеем-заповедником, множеством литературных музеев Московского региона. 10 февраля к ним примкнул и Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) - цифровые версии его экспонатов также оказались на страницах Академии культуры Google.
В высоком разрешении
Всеволод Пуля
Большой театр теперь можно посетить виртуально из любой точки Земли. 10 февраля администрация Большого театра совместно с компанией Google презентовала виртуальную 3D-экскурсию по историческому зданию театра и Новой сцене, а также три тематические цифровые выставки из коллекций музея театра.
Уникальные фотографии 1880-1910 годов, а также костюмы, выполненные по эскизам мастеров сцены, теперь можно посмотреть онлайн - на сайте Академии культуры Google.
Корреспондент "РГ” пообщался с Карло д'Азаро Бьондо, президентом по стратегическим партнерствам Google в Европе, на Ближнем Востоке и Африке о том, для чего мировой поисковый гигант тратит огромные средства на оцифровку мирового культурного наследия, а также о его собственных оперных пристрастиях.
Как появилась идея создать Академию культуры Google?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Интернет в России предложили сделать бесплатным
Карло д'Азаро Бьондо: Концепцию придумал Амит Суд. Этот индийский разработчик первым сказал, что хотел бы сходить в музей в интернете. Мы обедали вместе - я, он и еще несколько наших коллег - и обсуждали наше беспокойство тем, что культурное наследие таких стран как Франция, Италия, Испания, Россия и стран Ближнего Востока недостаточно представлено в интернете. Зато появляется все больше английского и американского контента. Можем ли мы как-то это исправить?
В общем, Академия культуры стала одним из проектов 20 процентов Google. Знаете этот подход, да? Каждый сотрудник Google тратит 20 процентов рабочего времени так, как ему этого хочется.
Сначала музеи не хотели присоединяться к программе. Они думали, что люди перестанут в них ходить, если все будет выложено в интернете. Наш ответ был простым. Вы знаете самое широко растиражированное цифровое изображение в мире? Это "Джоконда” Леонардо да Винчи. А самое посещаемое изображение? Тоже "Джоконда”. Спустя какое-то время мы доказали, что чем больше цифровых изображений ты выкладываешь в Сеть, тем больше люди хотят увидеть их в реальности.
Давайте посмотрим на Версаль. Мы заключили с ними первое соглашение в рамках Академии Google четыре года назад, и трафик на их сайт вырос на 20 процентов. Наверняка все эти люди захотели посетить настоящий Версаль после знакомства с сайтом.
В современном мире это как реклама. Разместив Большой театр в интернете, мы прорекламировали его всему миру. Чем больше ты слышишь о Большом, тем больше ты хочешь туда пойти, тем больше хочешь увидеть балет или послушать оперу. Я не знаю ни одного случая, когда реклама в интернете или где-то еще снижала ценность продукта или услуги.
Нам кажется это выгодной сделкой, потому что музеи, участвующие в нашей программе, привлекают больше посетителей, помогают им разжечь интерес, лучше понять ту или иную историю. А для нас это возможность выполнить свою миссию, которая заключается в распространении информации и защите культурного наследия каждой страны.
А вы зарабатываете что-то на этом? Google показывает контекстную рекламу рядом с этим контентом?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Заработал первый туристический интернет-портал Подмосковья
Карло д'Азаро Бьондо: Нет, не показывает. Не все, что мы делаем, должно иметь прямой денежный эффект, у нас есть и социальная ответственность. Вы ведь тоже пишете новости, которые не приносят денег.
Конечно, мы большая и богатая компания, и как раз это - наша социальная ответственность. Мы хотим предлагать людям полезную информацию. Сейчас мы еще не нашли способ ее монетизировать, но с партнерами - музеями, театрами - мы договариваемся, что они получат большую часть денег, если мы такой способ найдем. Ведь контент принадлежит им.
Много людей интересуются такими проектами?
Карло д'Азаро Бьондо: О, огромное количество! Проект с цифровыми шедеврами привлек миллионы людей. Сейчас у нас размещено 1,5 миллиона картин, 620 музеев, 150 работ доступны в ультравысоком разрешении.
А вы сами смотрите их?
Карло д'Азаро Бьондо: Ну, не каждый вечер, конечно. Но иногда я возвращаюсь домой, зажигаю сигару, беру бутылку красного вина и включаю классическую музыку. Мы с женой садимся на диван и смотрим эти картины через телевизор. Мы можем смотреть их два или три часа. Ведь где еще вы найдете 65 полотен Ренуара в одном месте? Или 42 картины Ван Гога? Это непросто. Если бы я не знал чего-то об искусстве, я бы воспользовался этим сервисом для самообразования. А после просмотра нескольких картин уже очень хочется пойти в настоящий музей и увидеть их вживую.
А в театр вы ходите? Были в Большом до этого?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Billboard запустил сервис поиска хитов ко дню рождения
Карло д'Азаро Бьондо: Да, был. И обещал жену сводить. Правда, сейчас она не со мной. Но вот в апреле мы приедем в Москву и обязательно сходим в Большой вместе.
Чьи оперы вам нравятся больше всего?
Карло д'Азаро Бьондо: Опера - она как еда, зависит от момента, от настроения. Мне нравится Чайковский, Верди, Бизе. Я ведь итальянец. Вот спросите меня: если бы я мог отправиться на необитаемый остров и взять с собой только одну оперу, что бы это было? Конечно, что-то итальянское, наверное, в первую очередь, Набукко. Ее музыка превосходна и напоминала бы мне об Италии. Если бы я мог взять больше, чем одну, то взял бы Моцарта. Потом Чайковского. Это сложный выбор! Вы же не сможете назвать только одно любимое блюдо.
Большой театр с радостью согласился стать часть проекта Академия культуры Google. А были у вас сложности с другими театрами или музеями?
Карло д'Азаро Бьондо: Больше всего проблем с современным искусством. Иногда музей просто не обладает всеми правами на публикацию своих экспонатов в интернете. Кроме того, должно меняться и сознание художников. Они должны видеть, что все это работает на популяризацию их работ.
Какой проект занял больше всего времени?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Сервис Google Now интегрировали с 40 приложениями
Карло д'Азаро Бьондо: Версаль мы делали очень долго. Масштаб огромен, мы отсканировали огромное количество объектов. Кроме того, он был одним из первых. Мы хуже разбирались в такой работе, она занимала больше времени. Каждый раз при обкатке новой технологии времени уходит порядочно.
Вы не хотите продавать конечным потребителям эти специальные камеры, которые снимают в 3D?
Карло д'Азаро Бьондо: Хорошая идея. Я поговорю с разработчиками об этом. Мне бы самому такая камера не помешала.
Только они должны быть с палкой, чтобы делать 3D-селфи, иначе популярностью не будут пользоваться.
Знаете, если мы такую штуку сделаем, вы ее получите одним из первых. Это как технологии в "Формуле-1”: мы должны их проверить на прочность, чтобы понять, что из этого приживется. Мы не уверены, будет ли это приносить деньги и станет ли потребительским продуктом. Но начинать с чего-то надо.
А сколько стоит оцифровать театр?
Карло д'Азаро Бьондо: К сожалению, я не уполномочен называть цифры. Но вот сканирование картин в ультравысоком разрешении может стоить от 10 до 50 тысяч евро, в зависимости от самой картины и от используемого оборудования.
Расскажите о людях, которые этим занимаются. Они работают в Google?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
В браузере Mozilla Firefox появится виртуальная реальность
Карло д'Азаро Бьондо: У нас есть центр в Париже, в котором 20 разработчиков трудятся над технологией 3D-сканирования. Она используется в Street View (уличных панорамах), и есть специальная версия для произведений искусства. Это их основная работа, и они все, кстати, бредят искусством.
А чтобы сканировать объекты и помещения, мы используем других сотрудников Google. Они учатся работать с 3D-камерами и делают все снимки. Без их помощи, только с 20 разработчиками, мы бы не справились.
Кстати, разработчики подчиняются вышестоящему руководству, мне они неподотчетны. Я отвечаю за видение, концепцию всего проекта Академии культуры.
В Google есть еще одно правило: минимум 50 процентов сотрудников должны быть разработчиками, концентрироваться на создании продуктов для конечных потребителей. Я думаю, что это хороший баланс, потому что он создает правильную культуру в компании, заряжает людей на долгосрочные результаты.
И у всех у нас есть время на создание новых идей и проведение инноваций.
Какие следующие объекты вы собираетесь оцифровать?
Карло д'Азаро Бьондо: Планов много. Кремль, например…
Кабинет Путина?
Карло д'Азаро Бьондо: Ну, шпионить мы не собираемся. Мы хотим показывать то, что поможет иностранцам понять Россию. Церкви, музеи, современное искусство, уличное искусство. Лимитов нет. Дайте нам идею, мы ее реализуем. Мы стараемся делать все возможное, чтобы культуры народов мира понимали лучше. Мы продвигаем искусство разных стран.
А маленькие музеи могут обратиться в Google с просьбой оцифровать свои архивы?
Карло д'Азаро Бьондо: Да, могут. Из 600 наших музеев 400 - как раз небольшие. Если вы представляете небольшой музей в России, обращайтесь к нам, выставляйтесь в Академии культуры Google. Посетители к вам потянутся.
А куда им отправлять запросы?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Глава Google предсказал исчезновение интернета
Карло д'Азаро Бьондо: У Академии культуры есть сайт, пишите туда. Кстати, ведь сейчас в России проходит год литературы. Я надеюсь, нам удастся что-нибудь сделать в честь этого. Русская литература, наравне с балетом, пользуется мировой популярностью. Так что мы бы хотели представить ее в интернете в каком-то виде.
Как вы интегрируете все это с другими сервисами Google? Например, можно ли посмотреть все эти выставки через очки виртуальной реальности Google Cardboard?
Карло д'Азаро Бьондо: Интеграция с Cardboard уже работает. Можете гулять по музеям в виртуальной реальности. Сейчас мы хотим сделать приложение для Android, чтобы все наши коллекции удобно и быстро можно было посмотреть с телефона.
Лично мне бы хотелось перенести все это на карты. Почему? Я думаю, это очень полезно для путешественников. Вот я в Москве, и если бы я увидел все эти полотна на карте, то точно бы захотел пойти и посмотреть на них в реальности. Я очень прошу разработчиков перенести всю нашу работу на карту, но пока еще не преуспел в этом. Они сами решают, что делать. Эх, разработчики - вольные души.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир Урин, Генеральный директор Большого театра России:
- Googl вышел на нас с этой инициативой, и мы с радостью ее поддержали. Я бы сравнил это с нашими кинопоказами, которые, с одной стороны, конечно, нарушают саму природу театра, того живого контакта, который должен возникать между актером и залом, а с другой - невероятно расширяют круг нашей аудитории. Наш последний показ " Лебединого озера" посмотрели 120 тысяч человек, это - как сто Больших театров!
Так и с проектом Академии культуры на платформе Googl. Появилась возможность для людей практически в любой точке земного шара узнать нашу архитектуру, познакомиться с интерьерами Исторической и Новой сцен, а при желании - разглядеть отдельные элементы декора, увидеть уникальные экспонаты нашего музея и редкие фотографии артистов театра.
Мы, бесспорно, собираемся продолжать эту работу, выкладывая новые материалы и виртуальные выставки, и я бы надеялся, что в дальнейшем мы не только будем открывать страницы истории Большого, но и придумаем совместные проекты, отражающие в Интернете нашу сегодняшнюю творческую жизнь.
Справка "РГ"
В Академии культуры Google представлены коллекции экспонатов и виртуальные экскурсии по таким известным местам как Версаль и Белый дом в США. Театров пока всего три: помимо Большого, это Парижская национальная опера и британский Ковент-гарден.
Российские музеи представлены в Академии Третьяковской галереей, Музеем изобразительных искусств имени Пушкина, Эрмитажем, Русским музеем, Троице-Сергиевой лаврой, Мосфильмом, Международным центром-музеем имени Н.Рериха, Еврейский музеем и центром толерантности, Елабужским государственным музеем-заповедником, множеством литературных музеев Московского региона. 10 февраля к ним примкнул и Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) - цифровые версии его экспонатов также оказались на страницах Академии культуры Google.
http://m.rg.ru/2015/02/12/akademiya-site.html
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalc