Избранное сообщение

четверг, 22 мая 2014 г.

Россию опять зовут в суд ВТО

22 мая 2014, 02:26 (мск) | Политика | Газета «Коммерсантъ»


Евросоюз инициировал очередной иск к России в ВТО — на этот раз из-за введенных год назад антидемпинговых пошлин на легкие коммерческие автомобили (LCV). Брюссель недоволен высокими пошлинами на импорт LCV из Германии и Италии. Иностранные автоконцерны говорят, что это сильно ударило по их продажам в России, но российская сторона уверена, что расследование соответствует нормам ВТО. По мнению экспертов, пока заявления ЕС выглядят «эмоциональными высказываниями», не подкрепленными фактами ущерба импортерам.




ЕС потребовал от России консультаций в ВТО по поводу введенных в мае 2013 года антидемпинговых пошлин на импорт LCV из Германии и Италии, говорится во вчерашнем пресс-релизе Еврокомиссии. ЕК считает, что пошлины 29,6% и 23% соответственно «несовместимы с нормами ВТО», поскольку из-за них «экспорт LCV из Германии и Италии не выиграл от уступок, сделанных России в связи с ее вступлением в ВТО». По подсчетам ЕК, в Россию в 2012 году ввезли LCV более чем на €100 млн, но экспорт падал из-за введенного в сентябре 2012 года утилизационного сбора, а антидемпинговые пошлины «продолжают негативно влиять» на импорт. Теперь, по нормам ВТО, у участников спора будет 60 дней на консультации, и если взаимопонимания найти не удастся, то у ЕС будет право созвать панель экспертов-арбитров.

Антидемпинговые пошлины на пять лет на дизельные фургоны LCV массой 2,8-3,5 т введены Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) после расследования по заявлению «Соллерса» (производит LCV) и на основании данных о росте их импорта в 2008-2011 годах. Пошлины коснулись в первую очередь Volkswagen, Peugeot-Citroen и Fiat.

В Volkswagen вчера сообщили «Ъ», что «полностью поддерживают иск»: «Мы всегда рассматривали решение о введении пошлин как неправомерное и несправедливое». В компании добавили, что «продолжают изучать возможность подачи иска в суд ЕврАзЭС». По оценкам Volkswagen, на затронутые пошлинами модели немецкого производства «цены одномоментно выросли на 22-24%», а их импорт упал на 70-80%. В Peugeot-Citroen тоже «ощутили негативное влияние пошлин, к которому добавилась общая сложная ситуация на рынке».

По данным Ассоциации европейского бизнеса, крупнейшим игроком на российском рынке LCV является группа ГАЗ, продажи которой в 2013 года упали на 9%, до 82,4 тыс. машин, а ее доля на авторынке (с учетом легковых автомобилей) упала на 0,1 п. п.-- до 3%. Продажи коммерческих автомобилей Volkswagen упали на 2%, до 15,9 тыс. машин, но доля компании выросла на 0,1 п. п.-- до 0,6%. Источники «Ъ» на рынке подчеркивают, что «доля продаж LCV типа “фургон” в России невысока, но здесь высока доля импорта».

Собеседники «Ъ» на авторынке говорят, что «расследование было во многом инициировано из-за недовольства Volkswagen». «В компании считают, что ЕЭК применила некорректный метод расчета цен на автомобили из Германии»,-- говорит один из источников «Ъ». По его словам, в ЕЭК считали, что Volkswagen не дал все необходимые данные. Другой собеседник «Ъ» полагает, что «свою роль в начале расследования ЕС спустя год после ввода пошлин мог сыграть и политический фактор».

В ЕЭК заявили «Ъ»: «Расследование проводилось в строжайшем соответствии с нормами ВТО, введенная мера обоснованна и правомерна». С этим согласны в группе ГАЗ и «Соллерсе». Глава департамента торговых переговоров Минэкономики Максим Медведков тоже заявил «Ъ», что «антидемпинговое расследование проведено в соответствии с нормами ВТО».

Профессор ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Портанский говорит, что антидемпинговым расследованием был установлен факт ущерба российским производителям LCV, поэтому заявления ЕК о том, что пошлины «не соответствуют нормам ВТО» и «негативно влияют на импорт», выглядят эмоциональными высказываниями. Логично, что пошлины привели к снижению импорта, замечает эксперт, но ЕК необходимо будет доказать нарушение прав импортеров.

Егор Ъ-Попов, Анатолий Ъ-Джумайло

http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

http://news.mail.ru/politics/18279094/