Афиша выставки.
Игорь Белов
В резиденции посла России в Париже, Отель д'Эстре, открылась 18 сентября выставка "Искусства и традиции в России. От Петра Великого до Николая II". На выставке представлены исторические документы, работы ювелиров, гравюры, портреты, отражающие историю связей России и Франции на протяжении 300 лет. Основная экспозиция размещена в 5 залах, каждый из которых посвящен одному из российских монархов.
АУДИО
Цари и Франция (интервью)
Интервью
18/09/2010
Автор: Игорь Белов
Слушать (11:16)
Первым российским царем, посетившим в 1717 году Францию, был Петр I. В Париже он встретился с королем Людовиком XV, которому тогда было 7 лет, но с которым российский монарх общался как с равным. Император посетил все достопримечательности французской столицы, ему было присвоено звание члена французской Академии наук.
Екатерина II во Франции не была, но поддерживала с Францией очень тесные отношения: приглашала из Франции знаменитых художников и скульпторов, вела переписку с Вольтером и Дидро, выкупила библиотеку Дидро, который жил при российском императорском дворе 5 месяцев. Александр II посещал Францию в 1865 году, когда в Ницце скончался его сын великий князь Николай Александрович, и в 1867 в связи с открытием Всемирной выставки. Во время последнего визита польский революционер Антон Березовский совершил на него покушение, дважды выстрелив из револьвера, правда, мимо.
Российско-французский союз по-настоящему создал Александр III. В 1891 году Россия и Франция подписали конвенцию, которая предусматривала мобилизацию в двух странах в случае нападения со стороны Германии, Италии или Австро-Венгрии.Николай II, сын Александра III, заложил в 1896 году камень в основание моста через Сену, названного в честь его отца. Николай II побывал во Франции еще 2 раза, в 1901 и 1909 годах.
Вот что рассказывает о выставке ее куратор Сирил Булэ.
Куратор выставки "Искусства и традиции в России. От Петра Великого до Николая II" Сирил БулэНаталья Медведева
Сирил Булэ: - Здесь собрано от 450 до 500 экспонатов, точно мы не подсчитывали. Это картины, столовое серебро, прочие произведения искусства, миниатюры, много изделий Фаберже и фирмы "Картье". Это экспонаты, которые предоставили, в основном, частные музеи и коллекционеры, многие французские и многие русские коллекционеры. Причем, из России мы ничего не привезли. Интересно именно то, что это вещи, находящиеся во Франции и в других европейских странах.
Как удалось собрать все эти вещи?
Сирил Булэ: - Мне удалось их собрать, потому что я историк и уже в течение долгого времени - эксперт по русскому искусству. Я немного знал, где находятся эти вещи, и в связи с этим событием их владельцы согласились в порядке исключения предоставить их для этой выставки.
ЭКСПОНАТЫ ВЫСТАВКИ "ЦАРИ И ФРАНЦИЯ"
Таким образом, получается, что нынешняя выставка - уникальная. Ведь вновь собрать все эти экспонаты будет невозможно?
Сирил Булэ: - Нет, все эти вещи действительно вновь собрать будет невозможно. Ведь владельцы согласились предоставить их в виде исключения. И после закрытия выставки они будут возвращены в частные коллекции. Вот, например, два бюста, императрицы и императора, которые раньше были в одной коллекции, а сегодня - в двух разных. И нам удалось вновь на какое-то время их объединить на одной выставке.
А насколько подходит здание Отеля д'Эстре для проведения выставки?
Сирил Булэ: - Отель д'Эстре нам подходит прекрасно. Это частный особняк, построенный в 1713 году и с тех пор не перестраивавшийся. Он находится в своем оригинальном, так сказать, состоянии. С 1863 года это было посольство России во Франции, а после 1978 года здание стало резиденцией посла, потому что в Париже построили новое посольство на бульваре Ланн. Так что это волшебное место, и именно поэтому я считаю, что все эти экспонаты как бы возвращаются в свою привычную обстановку. Я ничего не менял в залах, мы только временно вынесли мебель. И экспонаты в такой обстановке выглядят так, как будто всегда были на этом месте.
Экспонаты из своих коллекций предоставили и несколько французских фирм...
Сирил Булэ: - Да, несколько французских фирм. Фирма "Кристофль", которая была официальным поставщиком российского императорского двора, предоставила огромный серебряный самовар, изготовленный для императорской семьи, экспонаты предоставили фирма "Картье", долгое время бывшая официальным поставщиком двора, ювелирная фирма "Маршак", которая была основана в России и много работала в Киеве. Есть и другие частные фирмы, предоставившие нам экспонаты. Фирма "Вдова Клико" дала нам возможность выставить рукописный экземпляр первого заказа на поставку шампанского к российскому императорскому двору в 1780 году.
Выставка закроется через три недели, и больше ее мы, скорее всего, не увидим. Вы об этом не сожалеете?
Сирил Булэ: - Нет, я считаю, что понятие "эфемерного музея" - это хорошо. Если бы люди знали, что смогут вновь увидеть эти экспонаты еще несколько раз, то они бы могли не прийти. А так они придут. Ведь это только один раз, это уникальная возможность. К тому же, выставка проходит в резиденции посла. Мы не ведь не можем постоянно ее занимать. Ведь он не может пользоваться своими помещениями во время выставки.
Отель д'Эстре на улице Гренель - здание, внесенное в каталог французского исторического наследия.
Здание было построено в начале XVIII века для графа д'Эстре, а с 1863 года стало посольством России. Позже было построено новое, более просторное посольство на бульваре Ланн, а особняк д'Эстре стал резиденцией российского посла.residence de l’ambassade de Russie. © D.R.
А как относится ко временным неудобствам сам посол России во Франции Александр Орлов?
Oн удовлетворен исходом процесса и рад его окончанию
Слушать (02:09)
20/01/2012 Автор: Александр Подрабинек (Москва)
Интервью с послом России во Франции Александром Орловым
Александр Константинович, резиденция посла России во Франции Отеле д'Эстре открыта для публики довольно редко, раз в год. То, что сейчас у вас отняли несколько комнат, временно – на три недели, - это принесло вам значительные неудобства или это не встает в сравнение со значением этой выставки?
Александр Орлов: - Как я думаю: во-первых, - это резиденция. Работаю я, конечно, не здесь, а в посольстве, поэтому эти помещения используются, главным образом, для протокольных мероприятий, для музыкальных вечеров, для выставок, поэтому, сегодня используется по своему прямому назначению. Что касается нашей доступности, то мы уже шестнадцатый раз участвуем в днях открытых дверей, в днях « patrimoine » - наследия. Естественно, это делается раз в год, как и во всех других французских учреждениях, но мы каждый год принимаем несколько тысяч парижан. В прошлом году нас посетило 6 000 человек, я думаю, в этот раз, будет значительно больше, потому что та выставка, которую только что вы могли посмотреть, носит уникальный характер. Она преследует несколько целей: во-первых, это год России во Франции, мы хотели сделать нечто необыкновенное, мне кажется, это удалось. Второе: это очень памятный для нас год, поскольку это год 90-летия «Великого исхода». 1920 г., Крым: Белая гвардия покидает Россию. Думали тогда – ненадолго, а, как оказалось, - на девять десятилетий. Поэтому для нас эта выставка, которая показывает связи между Россией и Францией, показывает тот огромный культурный вклад, который внесли русские здесь в культуру Франции, переехав и получив убежище в этой благословенной стране, - очень важно показать эти связи очень глубокие. Я должен сказать, что очень большое количество экспонатов уникальных, которые можно здесь увидеть, предоставлены именно русскими, которые в 20-х годах покинули пределы нашей страны.
Поэтому, в этом смысле, выставка, которая здесь развернута, показывает, что Россия сегодняшняя является законной продолжательницей той России, которая веками создавалась нашими предками.
Вам не жалко чуть-чуть, что через три недели тут уже больше ничего не будет?
Александр Орлов: - Очень жалко. Очень жалко, безумно жалко, поэтому, я уже сегодня об этом говорил: здесь в среде русских, проживающих во Франции, многие годы живет мечта создания музея русской эмиграции или, может быть, просто русского музея. Чтобы все эти сокровища не распылялись на аукционах и не покидали навсегда территорию Франции, а остались здесь и напоминали французам и русским, которых все больше и больше здесь во Франции по причинам работы и, просто, по туристическим целям, чтобы все могли видеть, что русские приехали во Францию не с пустыми руками, что они привнесли огромный вклад в развитие Франции и, в целом, европейской культуры. Поэтому, я думаю, что этот музей абсолютно необходим, я надеюсь, что французские власти помогут нам в его создании. Потребуется совсем немного: просто, чтобы они нам предоставили соответствующее помещение (я думаю, это должен быть отдельный особняк где-то 1000 – 1500 м площади). А дальше мы бы сами развернули, потому что энтузиастов создать этот музей – очень много. Они приходят ко мне, я их поддерживаю. Я надеюсь, что и наши меценаты, которых у на с в стране все больше и больше, приложат свои старания и, может быть и финансовые средства, чтобы сделать, наконец, этот музей. Русский музей во Франции.
Вы уже с французскими властями эту тему обсуждали? Какова их реакция? «В общем, - да, но…»? Без особого энтузиазма?
Александр Орлов: - Нет, я бы не просто сказал: «В общем, - да», а «да», но, естественно, сразу возникает вопрос чисто финансового порядка. Я знаю, что эту идею поддерживает и Министр Культуры Франции Фредерик Миттеран, я обсуждал эту идею с мэром Ниццы Кристианом Эстрози, который был очень воодушевлен этой идеей. Честно говоря. у меня сейчас больше надежд на то, что этот музей будет, скорее всего, именно в Ницце, а не в Париже. С мэрией Парижа гораздо сложнее, и город более сложный. А Ницца всегда была русской столицей Франции, поэтому, я думаю, если там появится такой музей, - это будет к общей радости.
Выставка "Искусства и традиции в России. От Петра Великого до Николая II" открыта до 10 октября. 18 и 19 , а также 25 и 26 сентября - с 10 до 18 часов, в остальные дни с 14 до 17 часов по предварительной записи.
http://www.russian.rfi.fr/node/30638
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode