Избранное сообщение

понедельник, 24 декабря 2012 г.

Работа над ошибками





Председатель Госдумы Сергей Нарышкин: что дал России год истории




200-летие Бородинской битвы отмечалось широко. Но история — это не просто череда памятных дат и событий
Фото: Mikhail Metzel/AP

Вся галерея 2



2012 год был объявлен в нашей стране годом истории. Что она значит для сегодняшней России?

Сергей Нарышкин, председатель Государственной думы

Инициаторами проведения года российской истории выступили ученые, насчитавшие чуть ли не три десятка исторических юбилеев, выпавших именно на 2012 год. Наиболее значимые из них — 1150-летие зарождения нашей государственности, 400-летие избавления страны от Смуты, 200-летие Бородинской битвы.


Эти события — судьбоносные не только для России. Они изменили ход мировой истории. И праздновались действительно широко, достойно.


И все же приходится признать, что, несмотря на целое множество проведенных акций, в нашей многомиллионной стране далеко не все знают про год истории и уж тем более понимают его главную цель. Таковой, на мой взгляд, является воспитание исторического сознания. Не просто зубрежка дат, имен монархов и полководцев, а понимание причин, вызвавших те или иные события, умение самостоятельно оценивать предпринятые тогда действия и их последствия для нашей страны, всего мира, для судеб людей. Если мы не хотим вновь и вновь наступать на "грабли истории" — именно такую задачу нам сегодня надо ставить и решать. Не жалея ни денег, ни времени, ни наших душевных сил. В противном случае это обернется многократными потерями, как было в истории уже не раз.


Вы скажете: но как можно повлиять на поколение, выросшее в условиях качественно иного устройства мира информации, знания которого подчас несистемны и фрагментарны, как содержание многих интернет-сайтов? Ведь даже диалог студентов сегодня нередко напоминает посещение блога, а их курсовые работы не очень отличаются друг от друга или от текстов, размещенных на знаменитом сайте "5 баллов". Однако откуда им взять другие, системные знания — неужто из популярных, но зачастую далеких от исторической правды романов, тенденциозных телесериалов и кинолент? Наконец, где найти учителей, которые в последние 20 лет не были бы вынуждены искать достоверный материал в противоречащих друг другу учебниках?


Я ничего не имею против детективов и беллетристики, но они хороши, когда всем доступны и другие, более "скучные" источники. Не вместо, а вместе. И я уж вовсе не сторонник показного патриотизма, привитого школьной муштрой с примерами, "выбеленными" до идеологической слепоты. Но мне не нравится, что гуманистическое представление о личности и о безусловно значимых для ее развития чувствах и переживаниях все больше размывается. Не нравится, что наши дети при изучении истории начинают пользоваться уже новыми штампами и клише. Что они становятся носителями бессистемных фактов, не связываемых уже ничем. И порой отвечают на вопросы по "ключевым словам", которые запомнились им из варварски ужатых переложений научных трудов или литературных шедевров. Наконец, мне не нравится, что их молодые педагоги (видимо, стараясь "не отстать") порой подстраиваются под логику этого поколения, поскольку системных знаний им тоже не хватает.


У меня в этой связи вопрос: если так называемая марксистско-ленинская методология изучения всех гуманитарных наук провалилась еще 20 лет назад, то почему на ее месте выросло все, что угодно, но не современные подходы к исследованию философии, истории, культуры?


Я знаю, что похожие вопросы задают себе многие из тех, кто изучал гуманитарные науки как науки. И это они ностальгически погружаются сейчас в научно-познавательные сериалы на канале "Культура" и с удовольствием слушают академические лекции. Причем лекции самые разные, вплоть до тех, в которых ничего не понимают. Ведь их завораживает не голос профессора, не загадочные таблицы и диаграммы и даже не его лекторская свобода, а как раз умение профессионально работать с аргументами, умение заинтересованно и взаимоувязанно подать свой материал...


Пару месяцев назад на встрече с зарубежными историками меня поразило одно откровение, прозвучавшее от признанного светила мировой науки. Суть его сводилась к следующему: мы просто беспомощны перед кнопкой клавиатуры, которую любому подростку стоит лишь нажать, чтобы почувствовать себя всезнайкой. Причем спорить с ним порой так же бесполезно, как и с государственными людьми, которые сегодня не замечают и практически свели на нет научную экспертизу... Выходит, историки больше никому не нужны?


Подозреваю, что мы не первое поколение, которое сталкивалось с похожими проявлениями научного нигилизма. И если поглубже заглянем в историю, то наверняка увидим, чем это каждый раз заканчивалось.




Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Считаю, мы просто не имеем права подходить к той черте, за которой может начаться распад исторического сознания. А ведь он угрожает разрушением самой структуры наших национальных ценностей (или, как сейчас принято говорить, "смыслов"). И элиты, и все общество обязаны отчетливо видеть такие стратегические риски для национальной безопасности. И только так мы не заблудимся в реалиях современного мира и успешно проведем назревшее обновление самых разных сторон жизни современного российского общества.


К примеру, идея о формировании Императорского Русского исторического общества (а его создали в 1866 году) отнюдь не случайно возникла в эпоху Великих реформ Александра II. Тогда модернизация тоже коснулась многих сфер государственной и общественной жизни. Но для того, чтобы не совершать ошибок, начали поощрять глубокое обращение к национальной истории. Уже в те времена в этом видели источник и опору начатых преобразований.


Мы возродили в этом году Российское историческое общество, которое было ликвидировано после революции 1917 года. И не в последнюю очередь для того, чтобы в период преобразований наше общество лучше знало главные уроки своей истории.


Вот почему я не считаю, что надо просто ждать развития событий. Нам надо формировать историческое сознание. Не навязывать его, а учить видеть взаимосвязи там, где они каждому новому поколению кажутся новыми. Да, все в истории уже было... Однако эту доведенную до штампа аксиому надо суметь донести так, чтобы ее хотелось открыть заново.


Уверен, у нас это получится. А год российской истории — с перелистыванием календаря — для всех нас не закончится. Впереди еще очень много работы.


http://www.kommersant.ru/doc/2092555


http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode