Избранное сообщение

пятница, 6 июля 2012 г.

Продолжение традиций



Портретами художника Павла Корина (1892-1967) любуются и сегодня

2012-07-06 / Петр Спивак

история, театр, живопись / На портрет невестки Горького Надежды Пешковой, написанный Павлом Кориным, смотрят сегодня.  
Фото РИА Новости
На портрет невестки Горького Надежды Пешковой, написанный Павлом Кориным, смотрят сегодня.
Фото РИА Новости
Была такая стадия социального иэкономического развития – промышленная революция. Потом последовали революции как политические потрясения, но об этом отдельно. Появление машин создало в городах множество новых рабочих мест, но жизнь тех, кто на эти места пришел, представляла собой на первых порах не столько прогресс, сколько бедствия и страдания.
Французский изобретатель Жозеф Мари Жаккар, родившийся 7 июля 1752 года (ум. 1834), о гуманитарном аспекте своей работы, наверное, не очень-то задумывался. Тем более он не мог отдавать себе отчет, что созданный им ткацкий станок для изготовления узорчатых материй, эта машина с программным управлением (использовались перфокарты), – предвестник компьютеров. Ну а о ткачах и ткачихах и говорить нечего.
«Восстание ткачей» – есть такая серия графики, навеянная пьесой «Ткачи» Герхарта Гауптмана. Автор этих рисунков, немецкая художница Кете Кольвиц родилась 8 июля 1867 года. Позже у нее появились офорты «Крестьянская война», гравюры по дереву, названные «Война» и «Пролетариат». Потом – цикл литографий «Смерть». Без социальных дефиниций. Художница, всю жизнь писавшая бедствия и страдания, ушла из жизни в апреле 1945-го недалеко от Дрездена, разбомбленного за считанные дни до того.
Также в разделе:
Необыкновенный концерт
Сергей Образцов (1901-1992) - основатель и руководительЦентрального театра кукол в Москве
Поэзия оказалась сильнее невзгод 
У французского поэта и драматурга Поля Скаррона (1610-1660) был свободный и острый язык
Наш Серебряный век 
Ольга Розанова (1886-1918) была художником очень внятным и целеустремленным
Между тем начало XX столетия, когда формировались художники этой генерации, было нашим (и не только русским) Серебряным веком, временем изящества. 6 июля 1885 года родился театральный актер и режиссер Александр Таиров, основавший в 1914 году вместе со своей музой Алисой Коонен московский Камерный театр. «Театр эмоционально-насыщенных форм» – так определял его сам Таиров. Что же касается названия, то, по словам Таирова, «мы хотели иметь небольшую камерную аудиторию своих зрителей» В советские времена это было обречено на изничтожение. Таирова уволили, в 1950 году он умер в опале – как деятель старой, несоветской формации.
Но досоветское наследие многолико и неоднородно. Совсем другой, далекий от Таирова пласт был вцентре внимания у художника Павла Корина, появившегося на свет 7 июля 1892 года (ум. 1967) в семье иконописца в Палехе. Самая известная его картина озаглавлена программно: «Русь уходящая». Как будто понятно: Корин продолжал традицию таких художников, как, например, Михаил Нестеров. Но мне, грешному, когда смотришь на его полотна, почему-то приходят на ум какие-то вагнеровские мотивы. Сурово все очень и эпично, и не без официальной парадности (посмотрите на поздний портрет маршала Жукова). Эти начала не выдуманы, не навязаны, они уловлены в нашей действительности. Беда лишь в том, что мастер не свободен от них.
Вернемся, впрочем, к «Руси уходящей». Название это предложил Горький, который вообще сыграл в жизни Корина очень большую роль. Но вспомним: Горький был не только ницшеанцем и основоположником соцреализма, но и автором «Несвоевременных мыслей» и публицистического текста «О русском крестьянстве», где отношение к социокультурному достоянию старой России предельно критическое и исполненное суровой правды.
И еще одна ассоциация, случайным календарным соседством не исчерпывающаяся. 6 июля 1877 года родился эсер-бомбист Иван Каляев, взорвавший в 1905 году великого князя Сергея Александровича и за то казненный. Так вот, он был человек революционного образа действия, и притом глубоко православный. Религиозность была у него важнейшим мотивом для того, что он совершил. То есть она глубоко амбивалентна по заложенным в ней возможностям. Есть над чем задуматься. Ведь это о нем сказал тюремный священник: «Я никогда не видел человека, шедшего на смерть с таким спокойствием и смирением истинного христианина».
А 8 июля 1908 года появился на свет другой человек, который не мог не действовать и тоже происходил из православной семьи. Его звали Борис Вильде. Лингвист и этнограф по роду занятий, он эмигрировал из советской России и добрался до Парижа, где стал работать в Музее человека. С приходом нацистов основал подпольную газету и придумал для нее название: «Резистанс», то есть «Сопротивление». Это стало названием для движения всех непокоренных. Был схвачен и в 1942 году расстрелян нацистами. Остались и изданы его дневник и письма из тюрьмы. Осталось понятие о сопротивлении – хоть с большой буквы, хоть с маленькой, – органично вписанное в европейскую культуру. Можно вспомнить и экзистенциалистов, и многих других.
Человек из Музея человека. Музейная была в Борисе Вильде реальность? Или актуальная, продолжающаяся в наши дни?http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode