Избранное сообщение

среда, 4 июля 2012 г.

Поэзия оказалась сильнее невзгод



У французского поэта и драматурга Поля Скаррона (1610-1660) был свободный и острый язык

2012-07-04 / Петр Спивак

история, литература, поль скаррон / Поль Скаррон, несмотря на тяжелый недуг, был неукротим как насмешник.Портрет работы неизвестного художника. Musee de Tesse, Le Mans
Поль Скаррон, несмотря на тяжелый недуг, был неукротим как насмешник.
Портрет работы неизвестного художника. Musee de Tesse, Le Mans
Два полярных начала отчетливо видны и слышны в этот день. Эпос, пафос, барабанный бой, с одной стороны, и усмешка, насмешка, печаль – с другой. Впереводе на язык математики: вектор, устремленный к цели, и скаляр, который кажется бессмысленным, потому что никуда не ведет.
Поступь истории – вот она: 4 июля 1776 года была принята, знамо дело, Декларация независимости США. Это такая текущая политика, которая превращается в летопись человечества. А вот свершение весьма значимое в летописи культуры, но при этом сохраняющее свою приватную сущность. Круглая дата нынче, 150 лет с того дня, когда британский математик Чарльз Лютвидж Доджсон на дружеском пикнике начал рассказывать десятилетней девочке Алисе Лидделл ту историю, которая положила начало сказке «Алиса в Стране чудес», изданной под псевдонимом Льюис Кэрролл ровно через три года. И другой житель Альбиона, поэт Уистен Хью Оден, сказал потом, что день этот «так же памятен в истории литературы, как 4 июля в истории Америки». Замечательно это равенство, эта соразмерность.
А в 1855 году опять-таки 4 июля увидел свет сборник стихов «Листья травы», главная книга американского поэта Уолта Уитмена. Поэта эпического по строчечной сути своей, сочетающего национальное начало со всемирным. Вектор Уитмена охарактеризован им самим: «Все вращается вокруг меня, концентрируется во мне, исходит из меня самого. У меня есть лишь один центральгный образ – всеобщая человеческая личность». Он не эгоцентрик, он стихийный социалист глобального толка. В его понимании социализм – это последовательно проведенная свобода, стирание социальных границ. И свободный стих, верлибр, есть эманация той же свободы как главного человеческого чаяния.
Также в разделе:
Наш Серебряный век 
Ольга Розанова (1886-1918) была художником очень внятным и целеустремленным
Художник при власти
Композитор Кристоф Виллибальд Глюк (1714-1787) был реформатором оперной музыки
Это классика
120 лет со дня рождения кинорежиссера Уильяма Уайлера, поставившего "Римские каникулы" и "Как украсть миллион"
На сегодняшний взгляд, несочетаемость свободы и социализма очевидна. Но это противоречие у Уитмена не единственное. С одной стороны, он говорил: «Я и подобные мне убеждаем не метафорами, не стихами, не доводами, мы убеждаем тем, что существуем». С другой – была в его мышлении такая категория, как предназначение Америки. Страны, которая должна была воплотить его идеалы. Ну а где есть предназначение, то есть вектор, внеположная человеку цель, там человек – средство. Нарушается кантовский категорический императив.
Что делать с эпосом, с надмирными началами? А приземлять. Десакрализовывать. Этим и занимался родившийся 4 июля 1610 года, во вполне абсолютистские времена, французский поэт, драматург и романист Поль Скаррон (ум. 1660). Одно из наиболее известных его произведений называется «Вергилий наизнанку», это пародия на древнеримскую эпическую поэму «Энеида». Можно сказать, Вергилием наизнанку был и сам Скаррон. И самое заметное сочинение в прозе – «Комический роман»: эстетическое снижение подчеркивается. В 28 лет Скаррон стал инвалидом, жертвой тяжкой болезни. Но свободный и острый язык помешал и этому: Скаррон выпустил стихотворный памфлет о кардинале Мазарини и в результате был лишен пенсии. Пришлось зарабатывать на жизнь в основном стихами-посвящениями. Поэзия оказалась сильнее невзгод.
От национальных героев, конечно, никуда не денешься. Национальная независимость и объединение наций неотделимы от героического начала. На сегодняшнем календарном листке есть, например, народный герой Италии Джузеппе Гарибальди (1807–1882), возглавлявший процесс ее объединения. Но опять-таки, исходя из нынешнего исторического опыта, приходится повторять и повторять: это огнеопасно. Чрезвычайно показательно такое вот высказывание Гарибальди: «Ценность зерна определяется его урожайностью, ценность человека – той пользой, которую он может принести своему ближнему». Утилитарный подход. Человек – средство.
Много интересного мог бы сказать на эту тему французский поэт Робер Деснос, который родился 4 июля 1900 года. Он был сюрреалист, а это художественное течение находилось во Франции в первой половине прошлого века в центре внимания, причем приверженцы его исповедовали самые разные политические взгляды, в том числе коммунистические (Луи Арагон, например). Но Деснос счел, что это недопустимо, и порвал с кругом сюрреалистов. Хотя сам политики не чуждался, занимался, например, антифашистской деятельностью, а в оккупированной Франции стал участником Сопротивления. Был схвачен нацистами и брошен в концлагерь Терезин, где умер в июне 1945 года, уже после освобождения.
Напоследок – о нашем соотечественнике, философе, противнике всякой несвободы. Владимир Библер родился 4 июля 1918 года (ум. 2000) и был мыслителем, так сказать, потаенным. Его неформальные философские занятия находили себе место в основном в домашних стенах. Библер возвращал Маркса и многих иных в единый мировой контекст, а это не приветствовалось. Потом, с приходом свободы, Библер снова пошел против течения. Когда готовился проект новой Конституции России, появилась своего рода преамбула, с декларациями о предназначении России и нашей общей исторической судьбе. И Библер выступил против.
Против национального эпоса. Против рабства. Против превращениячеловека http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode