Избранное сообщение

вторник, 5 июня 2012 г.

Обновление антропологии как науки



Рут Бенедикт (1887-1948) постигала основы личности по косвенным их проявлениям - по фольклору, например

2012-06-05 / Петр Спивак

история, антропология / Рут Бенедикт постигала основы личности по косвенным их проявлениям. По фольклору, например. Фото с сайта www.sotsiologia.ru
Рут Бенедикт постигала основы личности по косвенным их проявлениям. По фольклору, например.
Фото с сайта www.sotsiologia.ru
Простая и очевидная вещь: люди не вещи. 5 июня 1873 года в султанате Занзибар по требованию Великобритании закрыли крупнейший в мире рынок рабов. Что ж, бывают и такие казусы колониализма. Ну а уподоблять человека животному – можно? Утвердительный ответ неизбежен, если исходить из уважения ко всем живым существам, своего рода расширенной политической корректности. Но исстари повелось: сходство с животными, этакое «звериное» обличье – как укор, печать ущербности.
5 июня 1909 года в Петербурге на площади у Николаевского (ныне Московского) вокзала установили памятник императору Александру III. На постаменте было выбито: «ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III ДЕРЖАВНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ВЕЛИКАГО СИБИРСКАГО ПУТИ»; имелась в виду, понятно, Транссибирская железная дорога. Но автор конной статуи скульптор Павел (Паоло) Трубецкой, как говорят, признался, что «изобразил одно животное на другом». И вскоре появились стишки: «Стоит комод,/ На комоде бегемот,/ На бегемоте обормот...» Ну что ж, независимо от субъективных намерений Трубецкого художественная правда оказалась неотразимой. Царь-охранитель сделал все, чтобы удостоиться такого памятника. (Сейчас он у входа в Мраморный дворец.)
Между прочим, в тот же календарный день 1798 года родился русский скрипач, дирижер икомпозитор Алексей Львов (ум. 1870), написавший в 1833 году музыку для гимна Российской империи, идеологически вполне выдержанного, – «Боже, Царя храни!». И сегодня же день рождения скульптора Петра Клодта (1805–1867), по моделям которого были отлиты фигуры юношей, укрощающих коней, для Аничкова моста. Совсем иное явление духа...
Также в разделе:
Нет предела человеческой фантазии 
Визитной карточкой русского архитектора Владислава Городецкого навсегда остался "Дом с химерами" в Киеве
День в истории. Краткие хронографические наблюдения. 31 мая
Игры и забавы – так, кажется, принято именовать детское времяпрепровождение
Пластическое искусство дает нам почувствовать объем, телесность. Теперь известен другой способ добиться этого эффекта, первоначально от художественных задач предельно далекий, – голография. Одним из ее изобретателей или первооткрывателей был родившийся 5 июня 1900 года физик Деннис Габор (ум. 1979), уроженец Будапешта, который стал британским ученым. И этот частный биографический момент, один из множества подобных, проливает свет на всемирного значения проблему – взаимодействия народов, единства человечества.
Дело здесь вовсе не в той очевидности, что между разными странами и культурами существует обмен знаниями, умениями и людьми. Мы имеем дело с феноменом многослойным.
В Великобритании в эпоху Просвещения жил мастер-мебельщик Томас Чиппендейл, родившийся 5 июня 1718 года (ум. 1779). Работал он в стиле рококо, причем на английской почве он воспроизвел зарубежные традиции – французские и даже китайские. Потом достижения Чиппендейла усвоили американские и немецкие мастера. Сегодня можно полюбоваться на изделия лондонского краснодеревщика: кресла, бюро, шкафчики, комоды. Последние нисколько не похожи на вышеупомянутый петербургский монумент.
Теперь снова город на Неве. 5 июня 1896 года родился один из виднейших петербургских/ленинградских литературоведов Михаил Алексеев (ум. 1981), чьей главной темой было взаимовлияние русской и западноевропейской словесности. А через это, как нетрудно догадаться, России и Запада. Еще одна незаурядная фигура – английский физик Рудольф Пайерлс, родившийся 5 июня 1907 года (ум. 1995), выходец из берлинских евреев, который сыграл немалую роль в американском Манхэттенском проекте, то бишь создании атомного оружия. Кстати, именно по его инициативе был приглашен к участию в этом проекте Клаус Фукс, который оказался советским шпионом. Вот какие происходили удивительные истории.
После всего этого фактологического нагромождения нельзя не вспомнить человека, который обновил антропологию как науку, по-новому проанализировал многообразие народов и культур. Это была Рут Бенедикт, американский этнопсихолог, родившаяся 5 июня 1887 года (ум. 1948). Ее, что называется, полевые исследования были посвящены индейцам США и их фольклору. На основе этой работы была написана книга Рут Бенедикт «Модели культуры» (1934). Следующий ее важнейший труд – «Хризантема и меч» (1946), о Японии и принятых там этических правилах. Книга эта писалась в обстоятельствах нестандартных: шла Вторая мировая, США и Япония находились в состоянии войны, изучать японскую культуру «изнутри» было невозможно. И тогда Рут Бенедикт предложила методологию «дистанционную»: по свидетельствам путешественников и мемуаристов, по религиозным и художественным текстам...
Согласно концепции Бенедикт, общество как целое лепит человека по своему подобию. Вот так: начал я с человека-скульптора, а тут человек – как тот клодтовский юноша или император Трубецкого. Круг замкнулся. Кто какую участь предпочтет?http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode  http://www.ng.ru/historyday/2012-06-05/16_day.html
Подробнее:http://www.ng.ru/historyday/2012-06-05/16_day.html