Избранное сообщение

среда, 16 мая 2012 г.

Молодым здесь не место?



Ветераны мировой кинорежиссуры соревнуются друг с другом в каннском конкурсе


кино, фестиваль, канны / Почти все и всё готово уже в Каннах к очередному фестивалю.Фото Reuters
Почти все и всё готово уже в Каннах к очередному фестивалю.
Фото Reuters
Сегодня вечером откроется 65-й Каннский кинофестиваль. На постере главного киносмотра мира на сей раз Мэрилин Монро, эротично задувающая свечку на пироге. Можно расшифровать этот месседж так: вот вам подарок, очередное изысканное угощенье, дорогие гурманы, ценители красоты. А хозяйкой церемонии открытия фестиваля назначена другая красавица, ныне здравствующая – актриса Беренис Бежо, сыгравшая задорную кинозвездочку Пеппи Миллер в суперуспешном фильме своего супруга Мишеля Хазанавичуса «Артист».
В последние годы критики отмечают, что каннский конкурс становится по преимуществу галереей ветеранов, священных чудовищ мировой режиссуры. И, кстати, тема «третьего возраста» все настойчивее входит в кино. Увеличивается продолжительность людской жизни, а маститые кинематографисты демонстрируют еще и победу над возрастной апатией. В прошлогоднем каннском конкурсе «Особый взгляд» участвовал 102-летний (ныне 103-летний) португалец Мануэль де Оливейра с фильмом «Особый случай Анжелики». Нынче в основном конкурсе представит свою новую картину «Вы еще ничего не видели» 89-летний Ален Рене – знаменитый режиссер из плеяды «новой волны», культовая фигура для многих поколений кинематографистов всего мира. Рядом с ним едва ли не сынками смотрятся другие конкурсанты, например 70-летние Михаэль Ханеке, Аббас Киаростами, Дэвид Кроненберг, а уж 40-летние Маттео Гарроне, Томас Винтерберг, Кристиану Мунджиу в этом раскладе и вовсе внуки. Все тяжелее пробиться в этот плотный строй действительно молодым дарованиям – где ж сыскать такой дебют юного гения, чтоб можно было поставить в один ряд с очередными творениями небожителей… Вот и на этот раз каннские завсегдатаи-прорицатели не видят в конкурсном списке «темных лошадок». Впрочем, некоторые склонны считать таковой работу Сергея Лозницы «В тумане» – экранизацию повести Василя Быкова, сделанную силами Германии, Нидерландов, Латвии, Беларуси и России. Особым знаком считают дату показа фильма – 25 мая, за день до объявления лауреатов. Существует стереотип: на финал приберегают то, что способно «выстрелить». Можно предположить, что картина Лозницы и впрямь взбудоражит, по крайней мере российскую фестивальную диаспору (как это произошло в позапрошлом году с его фильмом «Счастье мое», участвовавшим в конкурсе «Особый взгляд»). В «Счастье моем» Лозница уже попробовал представить свою Великую Отечественную – и этот-то его совершенно парадоксальный, недогматический взгляд на советских граждан в условиях войны возбудил в критической среде нешуточные страсти. «В тумане» продолжает эту линию – войны как преступления против природы человеческой. Главную роль в картине Лозницы сыграл пока почти неизвестный кинозрителю молодой актер, выпускник РАТИ Владимир Свирский, но также в ней снялись исполнители весьма востребованные: Юлия Пересильд, Надежда Маркина, Борис Каморзин, Михаил Евланов. Имеющаяся информация о фильме интригует, заставляет ждать конкурсного показа единственного относительно российского фильма с интересом.
А фильмом открытия 65-го Каннского кинофестиваля станет картина Уэса Андерсона «Королевство полной луны», в которой, что символично, тема возрастных изменений, взросления выведена на первый план. «Открывая фестиваль фильмом Уэса Андерсона, мы хотели бы почтить новое поколение молодых американских режиссеров», – пояснил президент смотра Жиль Жакоб. И в этом его высказывании чудится попытка поощрить кинематографический молодняк всего мира на прорыв  http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode http://www.ng.ru/cinematograph/2012-05-16/2_cinema.html