Болота, а также озера, реки и другие водные среды по всему миру находятся в опасности: многие из них загрязнены или деградировали в результате изменения климата и антропогенного воздействия.
2 февраля отмечается Всемирный день водно-болотных угодий. В этот день в 1971 году в Рамсаре, Иран, была принята Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц.
Водно-болотные угодья, такие как болота и топи, являются одними из самых богатых дикой природой экосистем на планете, их мелководье и обильная растительность поддерживают жизнедеятельность всего живого – от насекомых до уток и лосей. Болота также уменьшают последствия наводнений и очищают загрязненную воду.
В последние месяцы правительства активизировали свои усилия по защите и восстановлению этих экосистем, что, по мнению экспертов, имеет решающее значение не только для защиты биоразнообразия, но и для борьбы с климатическим кризисом.
Состоявшееся в ноябре 2022 года заседание Рамсарской конвенции о водно-болотных угодьях повысило значимость болот и их решающую роль в достижении Целей устойчивого развития.
В декабре 2022 года, на Конференции ООН по биоразнообразию страны достигли исторического соглашения по охране природы, которое включало положение о восстановлении не менее 30 процентов деградировавших внутренних водоемов и сохранении здоровых пресноводных экосистем
Прибрежные и пресноводные водно-болотные экосистемы являются местом обитания 40 процентов всего биоразнообразия. Водно-болотные угодья также являются важными перевалочными пунктами для перелетных птиц.
Торфяные болота, особый тип растительных водно-болотных угодий, накапливают в два раза больше углерода, чем все леса мира. Тем не менее, за последние 200 лет водно-болотные угодья часто осушались, чтобы освободить место под сельскохозяйственные угодья или развитие инфраструктуры.
Около 35 процентов мировых водно-болотных угодий были потеряны в период с 1970 по 2015 год. Темпы исчезновения ускоряются с 2000 года.
В зависимости от степени повышения уровня моря, вызванного климатическим кризисом, к концу века может быть утрачено 20-90 процентов нынешних прибрежных водно-болотных угодий, которые поглощают углерод в 55 раз быстрее, чем тропические дождевые леса.
Отойти от края пропасти
В настоящее время страны всего мира начинают восстанавливать свои водно-болотные угодья. Примерами инициатив по сохранению водно-болотных угодий являются развитие «губчатых» городов в Китае и поддерживаемое правительством восстановление Великого Северного болота в Великобритании, которое является важным хранилищем углерода и воды.
За последние несколько лет ПРООН и Министерство природных ресурсов Республики Беларусь при финансовой поддержке Глобального экологического фонда восстановили водный режим на 12 500 га неэффективно осушенных лесных торфяников, что поможет сократить выбросы парниковых газов в СО2 эквиваленте на 187,5 тысяч тонн в год.
Исследования показывают, что ускорение усилий по сохранению и восстановлению водно-болотных угодий имеет решающее значение, поскольку тройной планетарный кризис, связанный с изменением климата, потерей природы и биоразнообразия, а также загрязнением и отходами, ухудшает последствия деградации водно-болотных угодий.
В декабре 2022 года законодатели самой южной аргентинской провинции Огненная Земля приняли закон об охране полуострова Митре. В этом отдаленном уголке Южной Америки находится один из крупнейших в Южной Америке комплекс торфяных болот.
Создание новой охраняемой территории, размером примерно с Национальный парк Гранд-Каньон в США, является важным шагом в попытке противостоять климатическому кризису, говорят эксперты.
Успех Аргентины – хорошая новость для торфяных болот, которые составляют около половины всех водно-болотных угодий мира. По данным Глобальной оценки торфяных болот, проведенной при поддержке ЮНЕП, Земля теряет 500 000 гектаров торфяников в год.
В результате осушения и деградации торфяных болот высвобождается огромное количество углекислого газа, что составляет около 4 процентов глобальных выбросов парниковых газов, вызванных деятельностью человека.
https://news.un.org/ru/story/2023/02/1437222