Избранное сообщение

воскресенье, 1 января 2023 г.

Бизнес специального времени

30.12.2022, 14:35


Бизнес специального времени

Как военные действия изменили российский рынок и его участников

Главным итогом 2022 года для российского бизнеса можно считать уже то, что он до сих пор существует, причем почти в тех же масштабах, которые были до начала военных действий на Украине. Несколько изменившись в лицах, товарах, поставщиках и логистических цепочках, но оставаясь скорее живым. В какой степени за этим стоит реальная адаптация к новым условиям, а в какой просто инерция, преодолеть которую может следующий даже небольшой толчок, придется разбираться уже в 2023 году. А пока деловой блок «Ъ» разложил картину трансформации российских рынков по отраслям и интегрировал ее в девять историй о сквозных правилах игры.



Финансы




Давайте дружить деньгами
  • Позиции рубля уже были ослаблены в начале 2022 года ростом напряженности, ставок и инфляции, а с началом военных действий на Украине он и вовсе потерял вес. Биржевой курс доллара взлетел до 120 руб./$, евро — до 135 руб./€. Поток отъезжающих из России, а также введенные ограничения со стороны США и ЕС на ввоз наличных и ЦБ — на их вывоз спровоцировали спрос на наличную валюту.
  • Блокировка финансовых операций с НРД привела к прекращению биржевых операций со швейцарским франком. В дальнейшем биржа отказалась от торгов британским фунтом стерлингов и японской иеной как валютами из недружественных стран.
  • Среди дружественных валют на первом месте — юань, операции с которым на Московской бирже к концу года заняли треть рынка. Банки предлагают клиентам открывать вклады в юанях, используют китайскую валюту для кредитования. Российские компании размещают облигации в юанях.
  • На СПБ Бирже растет список ценных бумаг компаний из дружественных юрисдикций, в частности китайских эмитентов с листингом в Гонконге. Московская биржа запустила торги казахстанским тенге, армянским драмом, киргизским сомом и таджикским сомони. В 2023 году планируются торги дирхамом ОАЭ, азербайджанским манатом и египетским фунтом.

Транспорт

Полеты на честном слове

  • Свои воздушные пространства для перевозчиков РФ закрыли ЕС, США и ряд других стран, их авиакомпании также прекратили полеты в Россию. Главным перевалочным пунктом для полетов за пределы страны стал Стамбул, в меньшей степени — Белград, Ереван и Дубай. К концу года российские перевозчики летали напрямую в 30 стран. С 23 февраля приостановлена работа 11 аэропортов юга РФ, включая Анапу, Краснодар, Ростов-на-Дону.
  • Санкции ЕС и США запретили западным лизинговым компаниям поставлять в РФ новые самолеты и запчасти, а также продлевать уже действующие контракты. Российские авиакомпании в основном продолжили эксплуатацию самолетов иностранных собственников без их согласия, но не могли летать на этих бортах за границу. К концу года, с учетом SSJ, за рубеж может летать почти половина реактивного магистрального флота: более 300 самолетов.
  • Правительство выделило авиакомпаниям 100 млрд руб. субсидий для поддержки перевозок. В январе—ноябре пассажиропоток снизился на 14,4%, до 88 млн человек, по итогам года Минтранс рассчитывает на 94–96 млн человек (падение на 15% к 2021 году).
  • Полностью приостановили полеты чартерная авиакомпания Royal Flight, а также грузовые «Атран» и AirBridgeCargo (обе входят в группу «Волга-Днепр»), чей бизнес был ориентирован на иностранные рынки.

Промышленность

Фанервная реакция

  • ЕС запретил импорт древесины и изделий из нее из России. В черный список попала продукция, до 100% которой направлялось за рубеж. Это пиломатериалы, древесно-волокнистые плиты, фанера, крафт-бумага и крафт-картон.
  • Сильнее всего от санкций пострадали лесопромышленные предприятия Северо-Западного региона, наиболее удаленные от азиатских рынков, которые стали ключевым направлением сбыта продукции. Лесозаготовка по отдельным субъектам СЗФО по итогам января—сентября упала более чем на треть.
  • Наиболее тяжелая ситуация сложилась в секторе фанеры. По объему выпуска фанеры Россия откатилась на уровень ниже 2010 года, когда производственные мощности были в 1,5 раза меньше, чем сейчас. Поставки фанеры в Китай выросли почти в 1,5 раза за девять месяцев, до 82,8 тыс. кубометров.
  • На фоне санкций крупный иностранный инвестор австрийская Mondi объявила о намерении продать свои активы, в том числе Сыктывкарский ЛПК. Однако пока сделка не получила одобрения правительства.
  • В целом в 2022 году российские лесопромышленные компании снизили объемы производства от 9% до 27% в зависимости от продукта. Внутренние цены на пиломатериалы, плиты, пеллеты, шпон и фанеру снизились в несколько раз.
ТЭК


В Индию с дисконтом
  • ЕС, прежде крупнейший покупатель российского энергетического угля, в августе ввел запрет на его импорт. Эмбарго в первой редакции также запрещало европейским компаниям страхование судов, перевозящих российский уголь. Но после корректировок экспорт угля в октябре достиг исторического максимума.
  • Экспортные поставки российских угольных компаний во многом переориентировались на азиатские рынки, в том числе крупным импортером впервые стала Индия. Однако, чтобы продать уголь, российские компании были вынуждены предоставлять дисконты по отношению к бенчмаркам, доходившие до 60%.
  • Несмотря на закрытие рынка Европы, добыча угля в РФ в январе—октябре сократилась год к году только на 1,3%, до 352 млн тонн (данные Росстата). При этом за счет высоких цен в январе—сентябре сальдированная прибыль угольных компаний выросла в два раза — до 750 млрд руб.
  • Правительство собиралось в 2023 году ввести экспортную пошлину на уголь в размере 40%, которая будет взиматься при превышении цены в порту РФ в $150 за тонну в случае энергетического угля и в $170 за тонну для коксующегося. Однако позднее Минфин заявил, что пошлину для энергетического угля решено не вводить.
Потребительский рынок


Жизнь без брендов
  • Западные розничные сети массово покидают рынок РФ. На конец 2022 года, по данным CORE.XP, 35% ритейлеров объявили о прекращении работы в России, еще 28% — о реструктуризации бизнеса. Так, H&M, Uniqlo, Nike и ряд других закрыли все магазины. Польский LPP (Reserved, Mohito) передал магазины в управление FES Retail, испанская Inditex — группе Daher из ОАЭ.
  • На смену западным сетям в РФ пришли компании из Турции. Открылись первые магазины fashion-ритейлеров Twist и Ipekyol, о подобных планах заявили и бренды AdL, Mudo, LTB.
  • IKEA объявила о продаже всех четырех производственных предприятий в РФ и закрытии магазинов. Сделки по продаже фабрик на конец 2022 года не закрыты, ТРЦ «Мега» (принадлежит IKEA) продолжает работать. Российский бизнес немецкой OBI перешел малоизвестному на рынке ООО «ЛПК "Бокситогорский"».
  • Товары ушедших брендов стали продавать маркетплейсы Ozon, Wildberries и другие. В то же время службы доставки, включая «Почту России» и СДЭК, начали развивать сервисы заказов одежды западных брендов из-за рубежа.
  • В продуктовом ритейле об уходе объявила всего одна сеть — финская Prisma, продавшая магазины X5 Group. Крупные иностранные сети, включая Auchan, Globus, Metro, Selgros продолжили работу в России.


Технологии и коммуникации





Продвижение без площадки
  • Инвестиции в рекламу на российском рынке остановили PepsiCo, Procter & Gamble, L'Oreal Groupe и Unilever, Coca-Cola и другие иностранные рекламодатели.
  • Монетизацию в РФ прекратила Meta (ее деятельность по ведению соцсетей Facebook и Instagram признана экстремистской и запрещена), отключив рекламные кабинеты на своих площадках. Отказались от рекламы в стране Google (в том числе YouTube) и TikTok.
  • Объем затрат на рекламу в первые три квартала упал на 6% год к году, до 385 млрд руб. (оценка АКАР). Сильнее всего пострадала интернет-реклама: вложения рекламодателей в первом полугодии сократились на 34%, до 91 млрд руб.
  • С марта по июль на рынке прошла волна увольнений: 57% рекламных агентств сократили часть персонала, из них 46% — оставили только половину штата, следует из опроса, проведенного АКАР с начала июня по конец июля среди HR-специалистов московских рекламных агентств.
  • В сентябре вступил в силу закон о единой системе учета всей интернет-рекламы в России (ЕРИР). Участники рынка должны маркировать весь рекламный контент в интернете, а также передавать в систему сведения о рекламодателе, распространителе и операторе рекламы, информацию об объемах, стоимости, целевой аудитории и саму рекламу


 https://www.kommersant.ru/doc/5757187

https://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode