Избранное сообщение

среда, 20 апреля 2022 г.

Пятый пакет санкций ЕС дошел до российских автоперевозок

Пятый пакет санкций ЕС дошел до российских автоперевозок

Санкции перекроили российские автоперевозки. На внутреннем рынке из-за блокировки международного автосообщения прибавилось транспорта и водителей, а цены снизились. Серьезно упал, в частности, грузопоток в сообщении с обеими столицами, особенно пострадал Санкт-Петербург, лишившийся морских грузов. В международном сообщении цены на доставку из Европы в марте сначала тоже заметно сократились. Однако после введения пятого пакета санкций ЕС, запретивших доступ в Европу российским и белорусским грузовикам, стоимость перевозок резко взлетела и теперь ограничивается лишь аппетитами перевозчика.


На фоне санкций ЕС автоперевозчики столкнулись с противоречивыми тенденциями и вынуждены балансировать между ростом себестоимости и падением цен

На фоне санкций ЕС автоперевозчики столкнулись с противоречивыми тенденциями и вынуждены балансировать между ростом себестоимости и падением цен

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

На фоне санкций ЕС автоперевозчики столкнулись с противоречивыми тенденциями и вынуждены балансировать между ростом себестоимости и падением цен

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Цены на автоперевозки внутри России в марте остановили рост, а в апреле начали падать, следует из данных биржи ATI.SU. К 13 апреля (после введенных ограничений для российских перевозчиков в ЕС) ставки пошли вниз, упав на 4,4%, отмечает биржа. «Снижение в апреле вполне логично, несмотря на увеличившуюся себестоимость перевозок,— поясняют в ATI.SU.— Ведь работавшие прежде на европейском направлении перевозчики переориентируются на работу внутри страны, а значит, на рынке увеличивается предложение. Одновременно снижается спрос из-за массового ухода из России западных компаний».

«Санкционные ограничения с запозданием начинают доходить до рынка внутрироссийских перевозок, порождая парадокс,— рассказывает руководитель отдела внутрироссийского сервиса Stalogistic Александр Федоров.— С одной стороны, рост затрат на обслуживание транспорта вынуждает собственников закладывать повышение цен, с другой — часть международных перевозчиков вынужденно переориентируются на внутренний рынок, порождая еще большую конкуренцию». Долгое время ставки по перевозкам внутри страны и так были очень низкими, отмечает господин Федоров, сейчас же к этому добавились и экспонентное увеличение собственных парков у крупных игроков, серьезный дефицит водителей и трудности с ремонтом и обслуживанием.

В ATI.SU подчеркивают, в частности, существенное снижение спроса на перевозки из столиц. Так, из Москвы он упал на 15% по итогам квартала и сразу на 28% в марте. Перевозки в столицу просели меньше — на 5% за квартал и на 10% в марте. В Петербурге по кварталу в целом ситуация остается стабильной: спрос на перевозки из города вырос на 14%, а в город — на 9%. «Однако динамика внутри квартала менее утешительна: в январе перевозки из Петербурга выросли на 43%, в феврале лишь на 27%, а в марте уже снизились на 13%»,— говорят в ATI.SU, объясняя эту тенденцию потерей значительной доли морских грузов.

Спрос на импортные перевозки, отмечают в ATI.SU, по итогам первого квартала оставался стабильным, но в марте демонстрировал тенденцию к снижению (на 3%). Зато экспорт заметно прибавил — на 33% за квартал и на 45% в марте. «Вероятно, новые запреты в ЕС изменят эту тенденцию в следующем квартале, однако нужно учитывать: мартовский рост был достигнут прежде всего за счет перевозок в южном направлении — в Турцию, Азербайджан, Грузию, Армению»,— уточняют в ATI.SU.

Учредитель VIG Trans Игорь Ребельский говорит при этом о существенном падении цен на международные автоперевозки в марте. Так, если в середине февраля средняя ставка Германия—Москва составляла €6,5 тыс., Италия—Москва — €8,6 тыс., Польша—Москва — €4,5 тыс., то на конец марта они составляли €2,7 тыс., €4,4 тыс. и €1,9 тыс. соответственно. «Падение наблюдалось на фоне общего уменьшения грузопотока из ЕС из-за санкций и укрепления курса иностранной валюты. Многие клиенты приостановили или прекратили деятельность в РФ»,— поясняет глава отдела закупок по международным перевозкам FM Logistic в России Евгений Дятлов.

Одновременно тарифы на доставку из России в Европу резко выросли, добавляет господин Дятлов: основным фактором стал увеличенный спрос на товары и сырье из РФ. В ATI.SU отмечают огромный спрос на экспорт стройматериалов в ЕС в первом квартале: «Так, в десятки раз выросло число заявок в этой категории на перевозки из России в Чехию, Польшу, Словакию, Германию, Италию, Швецию, Австрию. Также более чем вдвое выросли перевозки стройматериалов из России в Белоруссию».

Но после введения Европой пятого пакета санкций против РФ с запретом на въезд российского и белорусского автотранспорта на территорию ЕС (см. “Ъ” от 6 апреля) ситуация кардинально изменилась. Перевозки резко подорожали, говорит Евгений Дятлов. «С 16 апреля Белоруссия ввела ответные санкции в отношении европейских подрядчиков, аналогичные ограничения не исключены и со стороны России,— отмечает он.— Время доставки, затраты в ходе рейса и сложность логистической цепочки значительно увеличились. Подрядчики вынуждены разрабатывать новые схемы доставки грузов. Мы отмечаем рост тарифов на текущей неделе на 200–300%».

На апрель средняя ставка Германия—Москва составила €6,5 тыс., Италия—Москва — €7,8 тыс., Польша—Москва — €4,5 тыс., говорит Игорь Ребельский, подтверждая увеличение стоимости: «Из-за введения пятого пакета санкций количество транспорта сократилось, что вызвало резкий рост ставок и общую неразбериху».

«Может быть, в марте, если сравнивать с предновогодним ажиотажем, когда фура из Европы стоила €6 тыс., ставки действительно казались низкими,— уточняет гендиректор KBT Юлия Шленская.— Но сейчас, с учетом санкций, заторов на границе с Белоруссией, непредсказуемости и даже боязни брать заказы на Россию стоимость автодоставки из Европы выросла феноменально». На сегодня фура из Европы в Россию стоит от €8 тыс. до €19 тыс., рассказывает она, причем «верхний предел определяется исключительно жадностью перевозчика и готовностью заказчика платить».

Наталья Скорлыгина

 https://www.kommersant.ru/doc/5317009?from=glavnoe_1


https://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode