Избранное сообщение

вторник, 22 августа 2017 г.

Эксперт: Казахстан и Украина – чемпионы по смене географических названий



21/08/2017

Слушать / Загрузить




Владимир Богинский. Фото ООН

Как отследить и сохранить местные названия городов, деревень и улиц, утвердить их на государственном уровне, а также перевести на латинский алфавит, чтобы о них мог узнать остальной мир? В этих вопросах странам помогает Группа экспертов ООН по географическим названиям. О результатах своей работы группа раз в пять лет рассказывает на Конференции по стандартизации географических названий. Она прошла в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке в августе. В ней приняла участие и делегация из России.

Об особенностях современной картографии и том, как страны обмениваются информацией о новых географических названиях, в интервью Службе новостей ООН рассказал российский картограф с 53-летним стажем, председатель отдела Группы экспертов по Восточной Европе, Северной и Средней Азии Владимир Богинский.

*****

ВБ: Названия собирали и отображали на картах с самого появления картографии. Но в современных способах их создания главенствующую роль приобретает уже непосредственные съемки, обследования «в поле». Чаще используются космические методы съемки, дистанционное зондирование.

Уже как такового сбора и обобщения названий не требуется, потому что уже накопился достаточно большой опыт. И новые виды съемок позволяют уточнить положение объектов, их конфигурацию, классификацию.

Сейчас большее значение имеют национальные базы данных, которые формируются как государственный информационный ресурс, они должны использоваться на выпускаемых картах, обеспечивая единообразное и устойчивое применение названий.

Сейчас больше развиваются работы, связанные с накоплением и обобщением информации о географических названиях в электронном виде, а также с публикацией или предоставлением информации по запросам граждан и организаций. Одно из важнейших направлений, над которым мы работаем, – это создание такой базы данных, которая охватывала бы всю Российскую Федерацию и подводные объекты – объекты шельфа, исключительной экономической зоны, и объекты в Антарктике, которые были открыты или выделены российскими учеными.

Заинтересованность организаций, граждан к этой базе данных, к этой информации с каждым годом возрастает. Речь идет в том числе и о бытовых потребностях – люди уточняют свое местоположение, связанное, например, с приватизацией участков. До этого нам приходило много запросов, связанных с поиском захоронений времен войны, потому что найти эту информацию просто по картам было очень сложно.

Эти работы опираются на принятый в 1997 году «Закон о наименованиях географических объектов». До этого законодательство существовало в виде отдельных постановлений или решений. Но единого закона о наименовании географических объектов не было. Закон был принят в 1997 году в связи с тем, что наименования географических объектов были впервые записаны в Конституции Российской Федерации как предмет федерального ведения. То есть государство определило, что наименование – это тот объект, за который оно отвечает на федеральном уровне. Во многих странах существует различный подход к наименованиям: одни вопросы решаются на государственном уровне, а другие – на муниципальном и т.д. Причем наш закон определяет перечень наименований, которые рассматриваются на государственном уровне. Сюда не входят названия улиц, кварталов или внутригородских объектов – это решается в рамках местных органов.

Большие изменения в названиях произошли в Казахстане. Очень большие. Они у нас, условно говоря, чемпионы в этом. На втором месте Украина. За последний год было 900 переименований, и это еще не всё. Они имеют на это право. Суверенное государство на своей территории имеет право по своим законам давать наименования. Вопрос в информировании. Как мы можем быть информированы об этом, чтобы соответствующим образом отобразить на картах?

Сотрудничество в этой сфере развивается. В Иркутске 20 сентября состоится очередная встреча Рабочей группы по географическим названиям. Я ее буду проводить. Наша задача будет в том, чтобы обсудить новую информацию за этот год и включить в очередной бюллетень.

Картография становится более открытой и доступной для всех слоев населения. В свое время часть карт носили специальный, закрытый, характер, и доступ к ним был ограничен. Сейчас это отходит на второй план, потому что сбор информации современными средствами не выставляет таких жестких требований к секретности. Информация теперь доступна.

http://www.unmultimedia.org/radio/russian/archives/254192/#.WZuYgvlJZH0 http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode