Избранное сообщение

пятница, 16 ноября 2012 г.

Портрет аукциона





Русские торги в Москве и Лондоне
2012-11-16 / Юлия Виноградова


На русских торгах в Лондоне уйдут с молотка сотни произведений искусства.
Фото Reuters


Осталось чуть больше недели до начала традиционных русских торгов, которые пройдут в Лондоне на площадках четырех аукционных домов – Sotheby's, Christie's, Bonhams и MacDougall's. Все четыре дома привозили свои лучшие лоты в Москву. Christie's устроил закрытый показ в Доме моды Валентина Юдашкина, Sotheby's показал лоты будущих торгов в Историческом музее, MacDougall's привез выставку в Усадьбу Зубовых на Таганке, а Bonhams – небольшую экспозицию в здание фонда «Русское культурное наследие». Часть привезенных лотов уже была успешно продана. Так, полотно Василия Кандинского «Эскиз к импровизации № 8» было продано на торгах Christie's в Нью-Йорке в начале ноября за 23 млн. долл., установив ценовой рекорд на работы художника. Теперь очередь за другими русскими лотами, не такими дорогими, но среди которых также много интересного.

Накануне в Москве

Впрочем, еще до лондонских торгов в Москве пройдут два небезынтересных аукциона, волею случая назначенные на один день. Завтра, 17 ноября, торги проведут Российский аукционный дом (РАД) и дом «Русская эмаль» (в этот же день пройдет еще аукцион фалеристики у фирмы «Знак»). Так что чтобы успеть на оба, придется быстро перемещаться между Гостиным Двором, где базируется РАД, и Гоголевским бульваром, куда переехал в новое помещение «Русская эмаль». Оба дома предварительно показывали свои лоты на предаукционных выставках, оба включили в свои каталоги самый широкий спектр предметов – от живописи до ювелирных украшений. При этом, будто сговорившись, главными лотами они выбрали портреты.

На Sotheby’s был установлен ценовой рекорд на произведения Джексона Поллока



Российский аукционный дом выставил около 200 лотов, среди которых самый дорогой и интересный, пожалуй, нежный женский портрет «Кокетка» Константина Маковского (он заслуженно вынесен на обложку каталога и оценен в 600–700 тыс. долл.). Любопытен и еще один портрет, на этот раз акварельный (отсюда и цена подешевле – 140–160 тыс. долл.) – свадебный портрет великой княгини Марии Николаевны работы придворного художника Михаила Зичи. То, что портрет именно свадебный, сразу не поймешь – княгиня одета нарядно, но все же скромно для столь значимого события. Дело в том, что с Григорием Строгановым княгиня обручилась тайно, обвенчавшись с ним лишь спустя три года.

Портретная тема продолжается и в разделе фотографий, который уже не первый раз предлагает Российский аукционный дом. В небольшой на этот раз подборке сразу выделяется классический снимок Александра Родченко, изображающий Владимира Маяковского, курящего папиросу и держащего на руках любимого скотч-терьера Скотика. Отпечаток с авторским штампом оценен в 5–6 тыс. дол.

И даже раздел декоративно-прикладного искусства открывает портрет – бронзовая скульптура Петра I 1872 года работы Александра Опекушина, аналоги которой имеются в собраниях Русского музея и Третьяковской галерее (170–200 тыс. долл.). Сам же Опекушин за эту работу был удостоен звания академика.

«Русская эмаль» уже не первый раз идет вопреки своему названию, что заметно увеличивает интерес к этому аукционному дому. Среди 230 лотов дом выставляет далеко не только этот тип декоративно-прикладного искусства, хотя среди топ-лотов заявлена Владимирская Богоматерь в окладе с эмалевым венцом (30–40 тыс. долл.).

Самые же дорогие из выставленных лотов – два графических опять-таки портрета, оба с хорошим провенансом – происходят из старой коллекции петербургского профессора Льва Лойцянского. На одном Зинаида Серебрякова пастелью изобразила сама себя (565–600 тыс. долл.), второй – созданный карандашом Юрия Анненкова также представляет женский образ (165–200 тыс. долл.). А замыкает эту тройку снова портрет, но уже живописный. Парадный поясной портрет графа Строганова кисти Александра Рослина – это, как утверждают организаторы торгов, фрагментарное авторское повторение портрета, хранящего в Русском музее (80–100 тыс. долл.). Помимо этого, «Русская эмаль» выставляет целую коллекцию миниатюр конца XVIII – начала XIX века, среди которых, например, портрет императора Александра I (эстимейт 13–17 тыс. долл.).


Впереди – Лондон

И все-таки именно осенние лондонские торги уже много лет являются важнейшим событием российского антикварного года. И пусть ни коллекции торгов, ни цены, ни расписание пока не могут достигнуть докризисного уровня, российские арт-дилеры, галеристы и коллекционеры на неделю съезжаются в столицу Великобритании.

На торги будут выставлены сотни лотов, но стоит отметить некоторые из них. Откроет неделю неожиданно дом MacDougall's, который обычно ее закрывает. У него на торгах живописью будет несколько интересных работ, не выставлявшихся в Москве, в частности ранний холст Михаила Ларионова «Майский день» (эстимейт 900 тыс. – 2 млн. фунтов), написанный в 1904 году в Тирасполе, как предполагают эксперты, под влиянием коллекции импрессионистов Ивана Щукина. Аукционный дом традиционно оценивает свои лоты дорого. Так, в разделе искусства начала XX века, где подобрана неплохая коллекция, изображение одного из тибетских монастырей Николая Рериха предлагают по цене 380–600 тыс. фунтов, кусковский пейзаж Константина Коровина – за 450–600 тыс. фунтов, а очень динамичное и яркое полотно Роберта Фалька «Карусель», написанное после посещения ярмарки в Бретани в 1934 году, – в 380–500 тыс. фунтов.

В разделе классики не обойтись без работ Айвазовского. Самые дорогие из них – два морских пейзажа: венецианский оценен в 900 тыс. – 2 млн. фунтов, крымский – 400–600 тыс. фунтов.

Здесь также масштабная работа Генриха Семирадского, произведения которого аукционный дом удачно уже продавал, «Христос среди детей» считается последним крупным замыслом художника (400–600 тыс. фунтов).

Конкуренты MacDougall's в разделе русского искусства – аукционные дома Christie's и Sotheby's – проведут свои основные аукционы в один день. Утренняя сессия Christie's, который нередко уступает по качеству коллекции своим оппонентам, на этот раз включает несколько безусловных фаворитов. Так, здесь будет выставлено полотно Бориса Кустодиева «Извозчик», написанное в 1923 году и не просто выставлявшееся на важнейшей выставке русского искусства в Нью-Йорке в 1924 году, но и выбранное иллюстрацией рекламного плаката. Вес работе придает и ее провенанс – она происходит из коллекции лауреата Нобелевской премии Петра Капицы, который был другом Кустодиева и купил это произведение у вдовы художника в 1936 году. Все это сказывается на цене: эстимейт «Извозчика» 1,5–2 млн. фунтов.

Еще один замечательный лот, который аукционный дом показывал в Москве, – портрет кисти Николая Фешина, который, находясь в частных руках, впервые за почти 100 лет появился на публике. На портрете изображена Наталия Подольская, предположительно ученица Фешина в Казанской художественной школе. Три других известных ее портрета хранятся в музейных собраниях. Эта работа безусловно музейного качества относится к русскому периоду Фешина, который очень редко появляется на торгах, так что портрет оценили в 800 тыс. – 1,2 млн. фунтов.

Sotheby's продолжит этот день вечерними торгами, самые дорогие лоты которых представленными классикой. Так, полотно Василия Верещагина из балканской серии последний раз было показано на публике на американской выставке 1888–1891 годов и продано на последовавшем за выставкой аукционе в Нью-Йорке за 705 долл. Сегодня его предварительная цена – 800 тыс. – 1,2 млн. фунтов. В эту же сумму оценено и масштабное слащавое полотно академиста Василия Котарбинского «Римская оргия», в этой же коллекции работы Шишкина и Айвазовского (700–900 тыс. фунтов). Из искусства XX века стоит выделить работу Ладо Гудиашвили «У черного потока» (600–800 тыс. фунтов) парижского периода, в которой грузинский фольклор соединяется с традицией французского импрессионизма. У работы необычная история: вернувшись в Советский Союз, художнику пришлось переделать работу – надеть на свою героиню платье, ведь советская критика не принимала образ обнаженной красавицы в ее изначальном варианте 1925 года. Только значительно позже произведение вернулось к своему исконному замыслу.
Отправить почтой
Версия для печати
В закладки
Обсудить на форуме
Разместить в LiveJournal
|Ещё


Наконец, четвертый участник – дом Bonhams – в этот раз также представит один лот-миллионер. Среди традиционно недорогой подборки выделяется полотно Владимира Маковского «Ярмарка. Малороссия» 1885 года, масштабная работа – почти двухметровая композиция с большим количеством типов, которая, однако, в свое время отклика не нашла – художественная критика того времени относилась к групповым сценам с неободрением. Сегодня, когда времена изменились, работу предалагают с предварительной оценкой в 1,5–2 млн. фунтов.
Русские торги в Лондоне в ноябре 2012 года
25 ноября 17.00 Выдающееся русское искусство MacDougall’s
26 ноября 10.00 Выдающееся русское искусство Christie’s
18.00 Выдающееся русское искусство Sotheby’s
27 ноября 10.00 Русская живопись Sotheby’s
15.00 Иконы и декоративно-прикладное искусство Sotheby’s
28 ноября 10.30 Иконы и декоративно-прикладное искусство MacDougall’s
10.30 Русские книги и манускрипты Sotheby’s
14.00 Русское искусство Bonhams
29 ноября 14.00 Русские книги и манускрипты Christie’s





http://antrakt.ng.ru/people/2012-11-16/9_auction.html


http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode