История из семейного архива
2012-10-30 / Олеся Ханцевич
Война одна, а истории любви – разные.
Кадр из фильма «Баллада о солдате». 1959
Конкурс сочинений, рисунков и фотографий «Голос ребенка» проходит уже более десяти лет. В нем участвуют школьники со всей России. А благодаря Межгосударственному фонду гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ к проекту смогли присоединиться ребята из стран СНГ. Ежегодно в адрес проекта приходят несколько тысяч писем, авторы самых ярких работ получают призы и дипломы. Но это не главное, куда важнее, что с каждым годом «Голос ребенка» находит и объединяет все больше талантливых детей. Вот рассказ одного из них.
Историю любви моих прадедушки Павла и прабабушки Анюты Ромашков я узнал недавно, потому что раньше мало интересовался жизнью старших поколений нашей семьи. Когда умер прадедушка, прабабушка рассказала нам историю их долгой, но такой непростой любви.
Прожили они в любви и согласии 55 лет. Но их семья могла не состояться по многим причинам. Во-первых, родились они по разные стороны границы: он в Западной Белоруссии, где хозяйничали поляки, она в Восточной, где были, как тогда говорили, Советы – то есть в Советском Союзе. Границей была река Морочанка, по обе стороны которой стояли кордоны. Но во время сенокоса пограничники разрешали переговариваться родственникам из одной и другой страны.
Также в разделе:
Именинник на Шпрее
В день 775-летия Берлин вернулся в Средние века
Возвращение на остров
Колосс Родосский пал, но чудеса продолжаются
Рассвет текстологической полночи
О постоянно возобновляющемся пути к Крымскому тексту
В июне 1939 года впервые увиделись Павел и Анюта. Павлу было только 12 лет, а Анюте и того меньше. Он пошел к реке, чтобы набрать воды, и вдруг увидел на противоположном берегу девочку, которая тянулась за желтой кувшинкой. Достать цветок она не могла. Он рос далековато, а ей еще мешали очень длинные косы, которые сваливались в воду, как только она наклонялась за цветком.
Павлу захотелось нарвать девочке целый букет, и не только желтых кувшинок, но и белых лилий. Но лилии были далеко от берега, и он поплыл по реке. И тут раздались выстрелы. Оба берега замерли. Стреляли пограничники по «нарушителю». Этот день запомнили все по обе стороны границы, потому что с этого времени было запрещено не только переговариваться, но и близко подходить к воде. Павлу досталось и от родителей, и от односельчан. Но ему запомнилась красивая девочка с длинными косами и необычным для их местности именем – Анюта (именно так окликнули ее с того берега).
Их разделяла граница. Они жили в разных странах. Надежды на новую встречу не было. Но в сентябре того же года Западная Белоруссия была освобождена. Открылась граница, и молодежь устремилась на восток, чтобы узнать, как жилось соседям при Советской власти. Сделать это было не так легко: уходя, поляки взорвали мост через реку, и перебраться можно было только на лодке, а лодок почти ни у кого не было. Оставалось ждать зимы, чтобы река замерзла.
При первой возможности Павел со старшими товарищами отправился в деревню Смоличи в гости к родне. У него было одно желание – увидеть понравившуюся девочку. Когда он начал расспрашивать об Анюте у своего двоюродного брата, тот удивился: «Ишь ты, куда замахнулся! На дочь Петрукового Василия, нашего председателя колхоза. Да и рано тебе женихаться, еще молоко на губах не обсохло». Павел нашел Анюту среди других подростков, но подойти постеснялся. Прошло два года, прежде чем Анюта заметила, что за ней наблюдает один из парней, и сама заговорила с ним. Скоро нашлась тема для разговора, потом он начал провожать ее домой.
Встречи были редкими. Павлу приходилось тяжело: надо речку переплыть, пройти несколько километров топкого болота, а потом еще семь по лесу, и все это после работы в поле или по хозяйству. Каждая встреча с любимой окрыляла, давала силы.
А тут война – новое испытание для влюбленных. В сентябре 1942 года до Анюты дошла весть, что деревню Колки, где жил Павел, враги сожгли и расстреляли всех мужчин. А вдруг Павел среди убитых? Павел остался жить, потому что ушел в лес немного раньше, чем налетели немцы. Убит был его старший брат. Но и семья девушки была в опасности, ведь ее отец был активистом при Советской власти. Об этом хорошо знали местные полицаи.
Однажды семья не успела убежать в лес, когда в деревню неожиданно заявились фашисты. Анютины родные спрятались в яме на огороде. Их заметили враги, отца обвинили в том, что он не хочет служить новой власти, не подчиняется новым порядкам. Всю семью: Василия, жену и пятерых детей – собирались тут же расстрелять. Но спасла семью шестилетняя Олечка: она подбежала к офицеру и поцеловала ему руку. Ее этому никто не учил, но ей понравился дядя, который стоял в стороне от угрожающих оружием немцев и полицаев. Она у него просила защиты, и офицер дал команду оставить семью в живых. За всем этим Павел наблюдал из-за кустов, боясь выдать себя. Он понимал, что, появившись, может навредить девушке: полицаи знали, что вся семья Павла – в партизанском отряде…
Летом 44-го пришло избавление от захватчиков. Многие партизаны, в том числе и брат Павла Михаил, вступили в ряды Советской Армии и погнали фашистов на запад. Призвали в армию и отца Анюты. А Павлу еще не было 17 лет, его не брали. Он очень переживал и все говорил Анюте, что все равно уйдет, а ее просил его дождаться. Девушка обещала ждать. В январе 1945 года на призывном пункте Павел прибавил себе два года и уговорил одного капитана отправить его на фронт. Тот согласился помочь парню.
Снегу в ту зиму намело много, дороги никакой не было. Но парень пошел, проваливаясь в сугробах, чтобы проститься с Анютой. На болоте заблудился, долго блуждал, но все же выбрался. Пришел к дому Анюты уже поздним вечером. И вдруг видит, что его возлюбленная стоит у ворот с каким-то парнем в солдатской шинели, и тот ее обнимает одной рукой, другой руки не было. Такого предательства Павел не ожидал. Он развернулся и, не оглядываясь, пошел назад, стараясь не расплакаться. Так и ушел на службу, разочаровавшись в любви. И ни разу за семь лет не написал ни строчки домой.
Скоро его стали считать погибшим. Мать везде писала, чтобы узнать судьбу сына, ведь давно уже окончилась война. А Анюта не могла понять, что случилось с Павлом, почему он не пришел проститься. Она его ждала до позднего вечера у ворот, а тут к ней подошел недавно вернувшийся по ранению дальний родственник. Они долго вместе ждали жениха девушки и не дождались. В апреле 45-го пришла похоронка на старшего брата Павла, в начале мая – на отца Анюты. Но от любимого никаких вестей не было и в 46-м, и в 47-м. В доме не было мужчин, младший брат был еще в седьмом классе, и мать хотела, чтобы в семье появился зять. И хотя женихов вернулось с войны мало, на статную, работящую Анюту засматривались многие парни. Но сердце ей говорило: вернется Павел, вернется.
Летом 1948 года подруги сказали, будто бы в деревню Волку один солдат прислал фотографию, на которой он снят с Павлом. Уговорила Анюта свою подругу, и пошли они посмотреть фотографию. Действительно, на фотографии был Павел. Девушка была счастлива, что он жив. Но почему он не пишет? Теперь никакие уговоры матери выйти замуж не действовали. Анюта решила ждать своего жениха. А его не было еще три года.
Летом 1951 года Павел возвращался домой, отслужив в армии долгих семь лет. Шел пешком и уже приближался к своей деревне, когда его догнала телега. На телеге ехал тот самый парень, которого Павел видел с Анютой в злосчастную ночь – узнал его по пустому рукаву. Разговорились, и Павел узнал всю правду о том вечере, узнал, что Анюта его ждет и отказала всем сватам. Как он винил себя за то, что не заговорил с девушкой тогда, что не писал столько лет!
И в первую же субботу поехал сватать Анюту. Девушка работала в поле, когда ей сказали, что приехали сваты, домой не торопилась. По дороге думала, что, видно, ей век вековать одной, не хочет она замуж за нелюбимого. Когда увидела Павла, не побежала, не бросилась на шею, не поцеловала – затаила обиду за его долгое молчание. Дала согласие выйти замуж, но не подарила ни одного теплого взгляда.
Была свадьба, первое радостное событие в обеих семьях после войны. А потом были праздники и будни вместе 55 лет. И все эти годы Павел чувствовал свою вину перед женой, и все 55 лет завоевывал ее любовь. Называл ее «моя Анютка», берег. Она родила ему троих дочек. Потом появились внуки: пять внучек и внук Андрей. Потом правнуки. Первую правнучку назвали Анечкой, в честь прабабушки. А самый младший правнук – Пашка, в честь прадедушки. Жизнь пробежала быстро.
Павел долго болел в старости, и рядом с ним была его Анюта. Когда прадедушка умер, прабабушка Анюта рассказала нам и о желтых кувшинках, и о фотографии, которую всегда хранила, и о том, что есть судьба, которая соединяет людей на всю жизнь, но постеснялась сказать о своей любви к мужу, которую она и сейчас хранит в своем сердце. Теперь она все свое тепло отдает правнукам, и они ей платят тем же.
Отправить почтой
Версия для печати
В закладки
Обсудить на форуме
Разместить в LiveJournal
Share on facebookShare on vkShare on twitterShare on livejournal|More Sharing ServicesЕщё
Роман Климец – ученик 9-го класса (Барановичи, Беларусь)
http://www.ng.ru/style/2012-10-30/12_voice.html
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode
Подробнее:http://www.ng.ru/style/2012-10-30/12_voice.html