Избранное сообщение

четверг, 13 сентября 2012 г.

Феномен рождения культуры из природы



Перуанская певица Има Сумак (1922-2008) прославилась своим уникальным по диапазону голосом

2012-09-13 / Петр Спивак

история, музыка, има сумак / У Имы Сумак был уникальный дар. Она – феномен на границе культуры и природы. Фото с официального сайта певицы
У Имы Сумак был уникальный дар. Она – феномен на границе культуры и природы.
Фото с официального сайта певицы
Все достояние человечества – дело наших рук и умов, за исключением того, что от природы-матушки. Ну а если эти два источника накладываются друг на друга и вступают в соревнование...
Чезаре Борджиа, итальянский политик эпохи Возрождения, родившийся 13 сентября 1475 года, отмечен в анналах истории своей недюжинной витальностью. Сын Папы Римского Александра VI и сам кардинал, по складу личности был скорее государственный деятель – целью своей видел объединение Италии – и полководец. Хорошо владел мечом, участвовал в состязаниях борцов и побеждал своих соперников. И девизом его было выражение, приписываемое Калигуле: Aut Caesar, aut nihil – «Или Цезарь, или ничего», что примерно соответствует нашему «Или пан, или пропал». Так оно, собственно, и вышло: политические планы не осуществились, и Чезаре погиб в 1507 году, попав в засаду. Присущее ему сочетание максимума энергии с минимумом моральной разборчивости варьируется на разные лады в романах и фильмах – от Дюма и Сабатини до недавнего нашего фильма Карена Шахназарова «Яды, или Всемирная история отравлений».
А вот другое сочетание силы и слабости. 13 сентября 1853 года родилась наша соотечественница – народоволка Софья Перовская, которая в марте 1881 года подала сигнал бросить бомбу в императора Александра II и месяц спустя стала первой в России женщиной, казненной по политическому делу. Люди, которых не заподозришь в нравственной слепоте, отзывались о ней самыми высокими словами. «Открытая, великодушная натура, которой все человеческое не было чуждо» (Петр Кропоткин), «идейная Жанна д‘Арк» (Лев Толстой)... Похоже, эти черты этически амбивалентны. Если они работают на действительно благое дело – это один разговор. Если нет – уже другой.
Также в разделе:
Либерал-аристократ
Граф Герберт Генри Асквит (1852-1928) был энергичным сторонником реформ в Великобритании
"Царство духа и пера"
Фильм "Гадкий утенок" режиссера-аниматора Гарри Бардина соединяет веселье и легкость с мрачными актуальными ассоциациями
Документ в квадрате 
В книге "Дерсу Узала" путешественник и писатель Владимир Арсеньев (1872-1930) изобразил быт и нравы коренных жителей тайги
Кстати, раз уж зашла речь о тех, кто преступает через законы. 13 сентября 1902 года в Великобритании в качестве доказательства вины впервые были использованы отпечатки пальцев подозреваемого, зафиксированные на месте преступления. Вообще-то современная наука не считает отпечатки пальцев того или иного человека абсолютно неповторимыми. Но выразительности и символичности дактилоскопического метода надо отдать должное. Все в руках человека, да, и на всем мы оставляем свой след. Это, конечно, метафоры. И мне вспоминается пьеса Славомира Мрожека «Стриптиз»: там в камере, где оказались двое задержанных, открывается дверь, в проеме появляется гигантская Рука с вытянутым указательным пальцем и подает знаки – снять сначала обувь, потом ремень с брюк... Рука занесена над нами, над нашим – гм – рукотворным миром.
Я, конечно, отвлекся. Вернусь к повествованию, к еще одной дате. Сегодня день рождения бионики – 13 сентября 1960 года в США имел место первый симпозиум по этой прикладной науке, которая ставит целью создание аналогов тех или иных структур и систем живой природы. Механические руки-манипуляторы, похожие на Руку из пьесы Мрожека, – лишь один из примеров тому. Вполне возможно использование принципов нейронных сетей при создании новой вычислительной техники. Что может привести, чем черт не шутит, к искусственному разуму. Но пока поговорим о вполне реальных вещах.
Ведь физические возможности человека хоть и небеспредельны, но, можно сказать, неисчерпаемы. 90 лет назад, 13 сентября 1922 года, в горах Перу появилась на свет певица, ни на кого не похожая, – Има Сумак (ум. 2008). Она прославилась на весь мир своим голосом, уникальным по диапазону – как минимум четыре октавы, а по некоторым данным, даже пять. Одна из ее песен звучит в черной кинокомедии братьев Коэнов «Большой Лебовски», где потребовался оригинальный звуковой ряд. В нашем фильме «Планета бурь» ее голос используется вместо синтезатора. А самая распространенная слушательская ассоциация при пении Имы Сумак – голоса экзотических птиц. Причем мировой триумф Имы Сумак начался в СССР, где она побывала в 1961 году. И без ума от нее был не кто иной, как Никита Хрущев, лично распорядившийся выплачивать певице гонорар в конвертируемой валюте...
Хрущев, конечно, был величайший авторитет в вопросах музыки. Но в данном случае вопросы уже в ином смысле этого слова возникают у меня такие, что я не знаю, как на них ответить. Понятно, что дар певицы – от природы. Но никуда не деться от того факта, что музыкального образования у Имы Сумак не было. Даже нот она не знала, просто подражала пению птиц. Так что это – еще природа или уже культура?
Дальше – больше. Чем у Имы Сумак восхищались? Способностью, во-первых, моментально переходить от очень низких тонов к очень высоким и, во-вторых, – это цитата, это не я придумал, – издавать «совершенно нечеловеческие звуки». Вяжите меня, но эта последняя формулировка – если и похвала, то весьма двусмысленная.
Что ж, видимо, мы имеем дело с явлением уникальным. Люди не чета Хрущеву говорят, что Има Сумак была певица великолепная. А поскольку, по мнению нашего мудреца Михаила Бахтина, культура возникает и живет на границе, остается лишь произнести что-то вроде усталой сентенции. Перед нами феномен рождения культуры из природы...
  http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

Подробнее:http://www.ng.ru/historyday/2012-09-13/16_day.html