Избранное сообщение

понедельник, 30 сентября 2013 г.

Агентство "Р-Спорт" запускает проект "Эстафета олимпийского огня"







15:1830.09.2013 (обновлено: 15:22 30.09.2013)65
Агентство "Р-Спорт" запускает отдельный проект с собственной структурой "Эстафета олимпийского огня", который станет составной частью большого олимпийского спецпроекта "Сочи 2014".

© Фото

МОСКВА, 30 сен — Р-Спорт. Агентство "Р-Спорт" запускает отдельный проект с собственной структурой "Эстафета олимпийского огня", который станет составной частью большого олимпийского спецпроекта "Сочи 2014" (http://sochi2014.rsport.ru).

Основу проекта составят материалы от собственных корреспондентов, фотографов и видео-группы, которые будут сопровождать эстафету на всем ее пути из Древней Олимпии к Сочи.

Специальный виджет статуса эстафеты позволит посетителям сайта http://rsport.ru/torchrelay/ в любой момент сориентироваться, где находится олимпийский огонь. Помимо традиционной группировки материалов по жанровому признаку предполагается разделение всех новостных, справочных и мультимедийных сообщений и по этапам эстафеты.

"Эстафета олимпийского огня не менее важная часть Игр, чем сами соревнования, и проект очень масштабный. РИА Новости и редакция "Р-Спорт" будут в онлайн-режиме освещать это грандиозное событие на протяжении всех 123 дней эстафеты, — рассказал руководитель редакции "Р-Спорт" Василий Конов. — Все материалы, фото и видеоматериалы, репортажи с каждого этапа будут доступны только на нашем спецпроекте, который для нас станет генеральной репетицией перед работой на ОИ в Сочи".

Церемония зажжения прошла в Древней Олимпии в полдень, 29 сентября, затем эстафета олимпийского огня по Греции продлится до 5 октября, когда он будет передан организаторам Олимпийских игр в России. Эстафета олимпийского огня пройдет на территории России с 7 октября 2013 года по 7 февраля 2014-го и продлится 123 дня.

МОК в сентябре 2011 года предоставил статус специального уполномоченного информационного агентства Олимпиады (национальное хост-агентство и национальный фотопул) группе "РИА Новости", в состав которой входит агентство спортивных новостей "Р-Спорт".

http://ria.ru/sochi2014_torchrelay/20130930/966789297.html







http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

Ты чьих будешь?




Изучаем свою родословную по архивным документам

21 марта 00:05




В России большинство родословных приходится восстанавливать по маленьким кусочкам. Слишком сильно в ХХ веке разбросало семьи,слишком мало люди знают о своих предках
© РИА Новости. Вадим Жернов

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно», — пишет один из наших великих писателей. Сейчас большинству из нас мало что известно о делах минувших дней — в советское время знать свой род и племя стало не только не модно, но и опасно. Однако в последние 20 лет снова появились люди, интересующиеся своей родословной и собирающие зачастую по крупицам знания о своих прапрадедах и прапрабабках.


Контекст

Наследники короны Российской империи


Реально ли познакомиться с предками обычному москвичу, потерявшему корни, в лучшем случае знающему лишь бабушек и дедушек, да и то не всегда? Исследователи утверждают, что в некоторых случаях свою родословную можно проследить до XVII века.
Первые шаги

В первую очередь нужно опросить родственников, определить самых дальних известных вам предков и выяснить, где и когда родился каждый из них и меняли ли они место жительства. А затем потихоньку начинать раскручивать ниточку все дальше и дальше.

Если ваши бабушки и дедушки родились после революции, то записи об их рождении можно найти в загсах. Если они не были москвичами, придется написать запрос в районный загс по месту их рождения. Важно указать хотя бы приблизительную (плюс-минус 2–3 года) дату рождения. В загсах хранится информация практически с первых послереволюционных годов XX века, и за небольшую плату в размере государственной пошлины (от 100 до 300 руб. в зависимости от региона) вы вскоре получите копию свидетельства о рождении ваших ближайших предков. Правда, одна из трудностей, которая может вам встретиться здесь, — это смена названия городов или сел, откуда родом ваши бабушки и дедушки.
Сказки, росписи и книги

Сведения о подданных Российской империи, родившихся до первой половины XVIII века, хранятся в Российском государственном архиве древних актов в Москве, о тех, кто родился позже, — в региональных архивах. Москвичам и жителям Подмосковья в поисках информации о предках следует обратиться к фондам Центрального исторического архива Москвы.

Кроме метрических книг, существует еще один важный источник сведений о предках — ревизские сказки. Для того, кто решил узнать свою родословную, перепись податного населения России (а именно это и называют ревизскими сказками) — бесценный ресурс сведений не только о возможных предках, но и о том, какое хозяйство было у них, сколько детей родилось, в том числе незаконных, и т.п.

Интересно, что первые две такие переписи, проведенные при Петре I, включали только мужское население, а вот следующие (за исключением шестой) уже охватили и слабый пол. В ревизских сказках третьей, четвертой и пятой ревизий (1782–1795) вы можете увидеть, откуда «взята жена» — что ж, может быть, это будет странно звучать для феминисток, но для исследователя родословной это иногда бесценные сведения, позволяющие продвинуться еще на одну ступеньку в глубь веков. Ревизские сказки конца XVIII–XIX веков хранятся в региональных архивах, а ранние ревизии — в Российском государственном архиве древних актов в Москве.

Дополнительные источники информации — исповедные или духовные росписи, их вели в приходских церквях вместе с метрическими книгами. А также межевые и писцовые книги, губернские родословные книги (по дворянскому сословию), списки купцов по гильдиям и списки мещан — жителей городов России XVIII–XIX веков.

Предки в сетке

Некоторые архивы активно используют возможности интернета, и человек, разыскивающий своих предков, например, в Самаре, может воспользоваться электронным поиском в каталогах Государственного архива Самарской области и не выходя из дома посмотреть заинтересовавшие его документы. Кое-где выложены в сеть все ревизские сказки — они доступны исследователям, работающим в архивах Башкортостана, Тобольска, Перми и некоторых других городов. Обычно это бесплатная услуга, впрочем, как и посещение архива лично. Однако если нет ни времени, ни желания ехать в каждый из регионов, откуда родом ваши предки, вы можете запросить в архивах справку. Стоимость будет колебаться от 500 до 3–5 тыс. руб. в зависимости от того, сколько фамилий вы включите в поиск.
Белые пятна и подводные камни

Какие проблемы могут встретиться на пути исследователя-любителя родословной? Во-первых, в некоторых областях архивы горели — к примеру, в Воронеже. Во-вторых, сложно найти информацию о предках, если они относились не к православной церкви, а к другим конфессиям: к примеру, в среде старообрядцев до принятия указа о веротерпимости 1905 года информация о предках часто передавалась изустно; сохранились некоторые записи в фондах полицейских управлений, а также в особых церквях, т.н. единоверческих, но большая часть информации утеряна. Очень сложно иногда бывает пробиться через 40 лет с момента последней ревизской сказки 1858 года к моменту первой переписи в 1897 году. Да и листы этой переписи сохранились лишь в немногих архивах, поэтому чаще всего предстоит преодолеть существенно больший временной промежуток.

Отдельную проблему представляет исследование женских линий — ведь после того, как вы обнаружите в записи о рождении вашего прадеда фамилии прапрадеда и прапрабабки, нужно найти запись о венчании, чтобы понять, из какого рода следующий (точнее, предыдущий) предок вашего фамильного древа по женской линии.

Разрядный приказ

Если среди ваших предков есть служилые люди, то вам повезло! Списки тех, кто нес воинскую службу, можно восстановить до XVI века — сохранились записи в Разрядном приказе о том, кто когда был «верстан на службу». Однако доромановский период уже очень сложен для исследователя родословной: в лучшем случае можно познакомиться с некоторыми предками, жившими во времена Ивана Грозного.
Особые методы

ДНК-генеалогия не может заменить изучения документов, но очень хорошо дополняет их. Современная генетика может помочь исследователю родословной тремя типами тестов: Y-ДНК (исследование мужской линии), митохондриальная ДНК (исследование женской линии) и аутосомная ДНК (позволяет исследовать влияние генов бабушек по мужской и дедушек по женской линиям).

Для того чтобы провести такие исследования, можно обратиться в российскую или одну из зарубежных компаний, которые присылают очень простой набор, состоящий из двух ватных палочек и подробной инструкции о том, как именно собирать эпителий с внутренней поверхности щек. Образцы клеток компания обрабатывает и отправляет заказчику результаты тестов. Кстати, иностранные компании, специализирующиеся на подобного рода услугах, будут хранить ваш генетический материал долгое время и могут провести дополнительные исследования по вашему запросу, что позволяет начать с самого минимального и дешевого варианта тестирования, а затем продолжить исследования в любое время. Стоимость подобных тестов колеблется от 1 до 15 тыс. рублей.

По итогам подобных тестов исследователь родословной узнает, откуда родом его предки по мужской и женской линии, к каким национальностям они принадлежали, сможет даже узнать возможные пути миграции своих прародителей по территории страны и за ее пределами. Объем информации будет зависеть от выбранного теста.

Российское сообщество исследователей родословных достаточно многочисленно и готово помочь новичкам. Достаточно зайти на форумwww.vgd.ru и задать интересующий вопрос. В архивах полные залы людей, изучающих документы, количество посетителей профильных сайтов растет день ото дня.

ДНК

Лаборатории, где делают ДНК-тесты:

российская компания «Гентис» gentis.ru

зарубежные компании:

www.dna.com,

www.familytreedna.com,

www.23andme.com

Полезные ресурсы для начинающих исследователей родословной

www.vgd.ru — Всероссийское генеалогическое древо

www.svrt.ru — Союз возрождения родословных традиций

www.rusarchives.ru — отраслевой портал «Архивы России»

census1710.narod.ru — данные переписи 1710 года

Федеральное архивное агенство archives.ru

Ул. Ильинка, д. 12

(495) 606-35-31

Российский государственный архив древних актов

rgada.info

Большая Пироговская ул., д. 17

(495) 580-87-23

Центральный исторический архив Москвы

mosarchiv.mos.ru

Профсоюзная ул., д. 80(499) 128-68-06

Елена Чернова, исследователь родословных:

«Я восстановила родословную по некоторым линиям до первой половины XVII века. Сейчас мне известны 39 фамилий предков. Для меня было удивительным ниоткуда взявшееся умение читать старинные скорописи. Когда я в первый раз увидела «каракули», то готова была опустить руки и ушла из архива ни с чем. Но в следующий раз неожиданно для себя легко прочитала одну старинную запись, потом другую. Однако для многих других исследователей родословных это может стать серьезным барьером в поиске.

Хочется понять, как жили предки, начинаешь читать в архивах не только метрические книги, но и другие документы, относящиеся к истории той или иной эпохи. По-другому смотришь на войны, в которые была вовлечена страна, — ведь там сражались мои прапрапрадеды. Читаешь сказки служивых людей — истории из первых уст и совсем по-другому смотришь на деятельность правителей. Например, понимаешь, почему многие сибиряки не поддержали красных — у многих было крепкое хозяйство, которое совершенно разрушила революция.

Для генеалогии самый интересный тест — это исследование гапло-группы Y-ДНК, так как часто многие крестьяне были беcфамильными или носили, напротив, двойные фамилии. Здесь как раз и может помочь анализ y-хромосомы. Благодаря ему мне удалось установить по одной из моих фамильных линий место, откуда мои предки перебрались в Сибирь».

Владимир Могильников, специалист по генеалогии:

«В начале обыкновенное любопытство, а затем и исследовательский интерес побудили меня к архивным поискам. Представители рода Могильниковых были чердынскими купцами и уездными государственными крестьянами. В течение нескольких лет удалось выявить 15 поколений прямых предков моего рода. Сайт по истории фамилии я не создавал, поколенная роспись Могильниковых опубликована в генеалогической литературе.Я убежден, что с генетическим анализом связана перспектива развития генеалогической науки, поскольку культурный слой архивных документов с персональными данными ограничен во времени. Использование ДНК-тестов в реконструкции истории абсолютно меняет взгляд на исторические события. Например, освоение Сибири жителями Русского Севера воспринимается не как колонизация, а как возвращение на свою доисторическую родину.

Общая проблема всех исследователей в России — это инновационная отсталость архивного дела в нашей стране. Во всем мире идет процесс виртуализации историко-культурного наследия. Например, в бывших советских прибалтийских республиках генеалогические источники размещены в интернете, и даже жители приграничных районов Псковской области могут найти сведения о своих предках в домашних условиях. В качестве положительного российского примера можно упомянуть проект «Поколения Пермского края». В результате его реализации в интернете была не только размещена часть массовых генеалогических источников, но и предпринята попытка их полной индексации. К сожалению, из-за отсутствия финансирования и организационных проблем проект не получил развитие».




http://mn.ru/society_edu/20130321/340298757.html






http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

воскресенье, 29 сентября 2013 г.

Огонь XXII Олимпийских игр 2014 года будет зажжен в Древней Олимпи







01:5529.09.2013 (обновлено: 02:00 29.09.2013)18802


© РИА Новости. Алексей Богдановский

ДРЕВНЯЯ ОЛИМПИЯ (Греция), 29 сен — Р-Спорт, Геннадий Мельник, Анатолий Самохвалов. Церемония зажжения огня XXII зимних Олимпийских игр 2014 года состоится в воскресенье в греческой Олимпии.

Торжественный ритуал в древнегреческом святилище приведет к началу эстафеты олимпийского факела, которая в течение пяти дней пройдет по территории Греции, а 5 октября будет передана делегации оргкомитета "Сочи 2014". 7 октября в Москве стартует 123-дневный российский этап эстафеты огня, который завершится в Сочи 7 февраля, в день открытия Игр.

АНТИЧНЫЙ РИТУАЛ

Откроют грандиозное мероприятие в Древней Олимпии президент МОК Томас Бах, председатель национального олимпийского комитета Греции Спирос Капралос и президент оргкомитета "Сочи 2014" Дмитрий Чернышенко. Пламя традиционно зажигается в Храме Геры в соответствии с традицией — от солнечных лучей. Проводит церемонию двадцать одна актриса, изображающие жриц, а также несколько мужчин, которые исполнят танец под музыку, написанную современным композитором Яннисом Симадисом на древнегреческие мотивы. Верховная жрица, роль которой исполнит Ино Менегаки, произнесет молитву Аполлону, чтобы он послал лучи и зажег огонь Олимпиады, и Зевсу, чтобы он увенчал победителей Игр венками. После жрица поднесет факел к параболическому зеркалу, концентрирующего лучи солнца.

Главное условие церемонии зажжения — отсутствие каких-либо искусственных источников огня. Факел должен вспыхнуть только с помощью солнечных лучей, отраженных от большого вогнутого зеркала, символизируя одобрение богов и природы на проведение Олимпийских игр. Единственным исключением могут стать погодные условия: если день пасмурный, для зажжения используют огонь, полученный естественным образом во время репетиции церемонии. Однако на Пелопоннесе наблюдается солнечная погода с температурой около 27 градусов тепла.

Вскоре после зажжения стартует эстафета огня "Сочи 2014", которую начнет 18-летний греческий горнолыжник Яннис Антониу. По завершении своего отрезка пути он передаст факел нападающему сборной России по хоккею Александру Овечкину. Выбор форварда "Вашингтона" на столь почетную роль пал, по словам Чернышенко, "из-за его популярности, единогласным решением комитета". "Он — лицо компании-партнера эстафеты огня, обладает харизмой и притягательной улыбкой", — пояснил руководитель оргкомитета Игр.

"У меня появилась уникальная возможность одним из первых пронести Олимпийский огонь, — сказал сам Овечкин. — Для меня особая честь стать первым российским факелоносцем. Я действительно счастлив и горжусь, что попал на церемонию зажжения олимпийского огня — ведь именно она даст старт самой масштабной национальной эстафете в олимпийской истории".

ПЕРЕДАЧА ЭСТАФЕТЫ ДЕЛЕГАЦИИ "СОЧИ 2014"

Греция имеет право на собственный этап эстафеты, поскольку именно здесь зажигают огонь зимних и летних Олимпиад. При этом участвовать в эстафете запрещено спортсменам, которые были наказаны за употребление допинга и неспортивное поведение. Священный огонь пронесут по территории родины Игр 250 факелоносцев, среди которых олимпийский чемпион гимнаст Иоаннис Мелиссанидис, серебряный олимпийский призер в прыжках в высоту Ники Бакоянни, обладатель бронзовой олимпийской медали в прыжках с шестом Георгиос Рубанис. Россию, помимо Овечкина, на данном этапе представят несколько школьников из Якутии, которые пробегут групповым слотом по Древней Олимпии. Огонь побывает в 33 городах 23 областей Греции, пройдет две тысячи километров. 4 октября его доставят в афинский Акрополь, где пламя останется до утра воскресенья. Перед храмом Парфенон будет сооружен "алтарь" Олимпийского огня. 5 октября на мраморном стадионе "Панатинаикос" в центре Афин, где в 1896 году состоялись первые Олимпийские игры современности, в присутствии президента Греции Каролоса Папульяса огонь передадут российской делегации, которую возглавит заместитель председателя правительства Российской Федерации Дмитрий Козак.

МОК в сентябре 2011 года предоставил статус специального уполномоченного информационного агентства Олимпиады (национальное хост-агентство и национальный фотопул) группе "РИА Новости", в состав которой входит агентство спортивных новостей "Р-Спорт".



http://ria.ru/sport/20130929/966533543.html




http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

Халед Хоссейни публикует новый роман об Афганистане «И эхо летит по горам»






Опубликовано: 28.09.2013 16:12Печать


МОСКВА, 28 сентября. Новый роман Халеда Хоссейни об Афганистане, озаглавленный «И эхо летит по горам», вышел в 80 странах и готовится к публикации в России.

Предыдущие книги Халеда Хоссейни, «Бегущий за ветром» и «Тысяча сияющих солнц», стали бестселлерами и принесли автору мировую славу. Автор подчеркивает, что хочет познакомить Запад с афганской культурой, поведать миру о настоящем Афганистане и подлинных переживаниях его жителей.

Хоссейни, родившийся в Кабуле, покинул Афганистан вместе с родителями ещё в детском возрасте и большую часть жизни провёл в США. Однако его романы посвящены жизни простых афганцев на фоне гражданской войны, годов советского военного присутствия, периода правления «Талибана», а также жизни в эмиграции.

Новый роман о судьбах пяти поколений афганской семьи повествует о любви, заботе и выборе, последствия которого могут ощущаться даже спустя несколько поколений.

В крупных российских интернет-магазинах уже можно оформить предзаказ на русскоязычный вариант романа, который поступит в продажу в конце октября.http://www.afghanistan.ru/doc/64639.html

http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

суббота, 28 сентября 2013 г.

Фигуристка Радионова обыграла в Оберстдорфе двукратную чемпионку мира






Сюжет: Турнир Nebelhorn Trophy по фигурному катанию в Оберстдорфе - 2013

02:22 28.09.2013 (обновлено в 06:41 28.09.2013)Автор: Андрей Симоненко / Р-Спорт

Контекст
Фигуристка Радионова не ожидала обойти Андо почти на пять баллов
Фигуристка Радионова лидирует после короткой программы в Оберстдорфе
Фигуристка Радионова выиграла юниорский турнир в Словении
Илья Авербух умеет придумывать интересные образы - Елена Радионова
Фигуристка Радионова стремится кататься красиво, как Ким Ю-На

Мультимедиа
Золото фигуристов Татьяны Волосожар и Максима Транькова на ЧМ / фото
Фигуристы Волосожар/Траньков - лидеры после короткой программы на ЧМ / фото
Татьяна Волосожар и Максим Траньков - чемпионы Европы в парном катании / фото



© РИА Новости. Александр Вильф





Ещё

ОБЕРСТДОРФ (Германия), 28 сен - Р-Спорт, Андрей Симоненко. Чемпионка мира среди юниоров 2013 года россиянкаЕлена Радионова выиграла турнир Nebelhorn Trophy в Оберстдорфе, опередив более чем на 25 баллов двукратную чемпионку мира среди взрослых японку Мики Андо.

Радионова за насыщенную сложнейшими элементами произвольную программу (единственный сбой был на двойном акселе) получила 123,52 балла. Итоговая сумма 14-летней российской фигуристки составила 188,21 балла. Андо, для которой этот турнир стал первым после перерыва в 2,5 года, набрала 162,86 балла. Третье место заняла американка Эшли Кейн - 162,39 балла.

Ранее победу в парном катании в Оберстдорфе одержали чемпионы мира Татьяна Волосожар и Максим Траньков, причем россияне установили три мировых рекорда по набранным баллам - в короткой и произвольной программах, а также по итоговой сумме.http://rsport.ru/figure_skating/20130928/690143671.html




http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

пятница, 27 сентября 2013 г.

Музеи Кремля открывают выставку по истории коронаций в России


400-летие дома Романовых (72)
19:4626.09.201333020
Часть экспонатов для проекта, приуроченного к 400-летию Дома Романовых, была предоставлена российскими архивами и крупнейшими музеями, в том числе Эрмитажем, но основная их масса впервые за несколько десятилетий покинула Оружейную палату.

© РИА Новости. Владимир Астапкович | Купить иллюстрацию



МОСКВА, 26 сен — РИА Новости, Светлана Янкина, Софья Пономарева. Выставка "Венчания на царство и коронации в Московском Кремле", повествующая о церемониях и празднованиях этого торжественного события со времен Ивана Грозного до Николая II и приуроченная к 400-летию Дома Романовых, открывается в Музеях Московского Кремля (ММК) в пятницу.

Размах у проекта необычайный и по числу ценных экспонатов, и по задействованным под него площадям. Как рассказала директор музея Елена Гагарина, изначально они планировали показать его в отдельном пространстве. Однако в связи с отменой строительства здания напротив дома Пашкова сроки появления у ММК экспозиционных залов сдвинулись, и пока неизвестно, когда они откроются — теперь уже в Средних Торговых рядах.

Тем не менее, несмотря на некоторый недостаток пространства, сложно представить себе экспозицию более представительную. В ее состав вошли все регалии из Оружейной палаты, включая шапку Мономаха и самую первую императорскую корону, которой Петр I венчал Екатерину I. Впервые демонстрируется обнаруженный в процессе подготовки выставки оригинал акта о престолонаследии Павла I. Также представлено множество религиозных и светских облачений, оружия, посуды, драгоценностей и документов.


© РИА Новости. Владимир Астапкович | Купить иллюстрацию
Открытие выставки "Коронация в Кремле"

Часть экспонатов для проекта предоставлена российскими архивами и крупнейшими музеями, в том числе Эрмитажем, но основная их масса впервые за несколько десятилетий покинула Оружейную палату. Именно оттуда монаршие регалии раньше доставлялись в Успенский собор для обряда на специальных блюдах — это тоже была отдельная церемония.
"Очень приятно, царь"


Вообще, церемония и преемственность — это ключевые понятия всей экспозиции, да и самого ритуала коронации — процедуры сакральной. Тем интереснее рассматривать "инструменты", с помощью которых человек из плоти и крови превращался в наместника Божьего на земле.

Первая часть проекта, занявшая Успенскую звонницу, посвящена эпохе царей — от Ивана Грозного до Петра Великого. Царский титул правители России заимствовали у кесарей уже павшей к тому времени Византии, и поэтому в ритуалах и регалиях сначала ориентировались на Константинополь.

Шапка Мономаха с россыпью драгоценных камней и регулярно обновляемой соболиной опушкой занимает здесь ключевое место. По легенде, ее в XI веке прислал киевскому князю Владимиру из Константинополя его дед-император из династии Мономахов. Однако все гораздо прозаичнее: как сказали бы сегодня, эта легенда — не более чем пиар, преувеличивающий преемственность "Третьего Рима" — Москвы у "Второго Рима" — Константинополя. Историки полагают, что на самом деле она была изготовлена в XIV веке, причем в Золотой Орде. Это обстоятельство, впрочем, не помешало шапке Мономаха стать главным коронационным венцом Руси на протяжении двух веков.

Рядом в экспозиции — шапка Мономаха "второго наряда", созданная в 1682 году, когда на престоле одновременно оказались два малолетних царя, слабоумный Иван V и его младший брат Петр, в будущем Великий, для которого и изготовили венец попроще. Третья русская корона в экспозиции — украшенная бирюзой шапка Казанская, которую Иван Грозный заказал после присоединения к своим владениям Казанского ханства.

Другая коронационная регалия, заимствованная из Византии — бармы. Этим забытым ныне словом называют фрагмент одежды — широкое оплечье, надевавшееся поверх прочего наряда. Их носили византийские императоры и, следовательно, наши правители тоже. В витринах представлены различные бармы, какие носили Михаил Федорович и Алексей Михайлович.


© РИА Новости. Владимир Астапкович
Экспонаты выставки "Коронация в Кремле"

Среди других экспонатов этого раздела можно отметить грамоту константинопольского патриарха Иоасафа II об утверждении за Иваном Грозным царского титула, поздравительное письмо королевы английской Елизаветы I Борису Годунову по случаю его вступления на престол и его же трон персидской работы, а также "чепь златую аравийского злата" Михаила Федоровича. Кроме того, здесь можно посмотреть на древние одежды митрополитов и патриархов, в том числе канонизированных, проводивших священный обряд.

Отдельная витрина посвящена пышным пирам, которые устраивались в Грановитой палате после церемонии в Успенском соборе. Там демонстрируется золотая и серебряная посуда из Западной Европы и Востока, скатерти для длинных столов.

Хронологически этот раздел закрывает парчовое "платно" последнего царя Петра Алексеевича, скроенное по византийским образцам тысячелетней давности. После него никто на венчаниях на царство подобного уже носить не будет.
Императорская роскошь


Вторая часть проекта, разместившаяся в двух залах Патриаршего дворца — Мироваренной и Одностолпной палатах, посвящена уже императорским коронациям, первой из которых стала коронация Екатерины I ее супругом. Петр I, волевым решением превратив себя из царя в императора, никакой торжественной церемонии по этому случаю не проводил, а вот для супруги устроил большие празднества. Но венчаться на царство, как это делали предыдущие поколения правителей, больше не хотелось — Византию променяли на Западную Европу.

Русские церемониймейстеры тщательно изучили западный опыт и приспособили его к православной обрядности. Шапку Мономаха сдали в кремлевскую сокровищницу, бармы сменила горностаевая мантия, а места бояр в высоких шапках в процессии заняли герольды с трубами и камергеры с ключами у бедра. Как раз к этому периоду относится самая первая корона Российской империи.

Правда, зрителей ждет сюрприз — от венца Екатерины I остался один серебряный каркас: уже через пару месяцев после коронации все драгоценные камни с него сняли и пустили на другие цели. Зато в полном порядке украшенная огромным алым турмалином корона Анны Иоанновны. Вместе с горностаевой мантией, державой и орденом Андрея Первозванного она разложена на подобии алтаря, накрытом парчовой скатертью — ритуальным "настольником под регалии". Как поясняют организаторы выставки, таким образом они воспроизвели раскладку предметов перед коронацией.


© РИА Новости. Владимир Астапкович | Купить иллюстрацию
Открытие выставки "Коронация в Кремле"

Огромное число экспонатов посвящено второстепенным участникам торжеств. Например, представлены расшитые золотом парадные мундиры придворных всех рангов: от сенаторов до арапчат. Придворных негритят облачали в форменный тюрбан и шаровары, а придворным дамам полагались форменные сарафаны и бриллиантовые диадемы-кокошники. Принаряжались по случаю таких событий не только люди, но и кони — на выставке представлены драгоценная конская упряжь и так называемые "цепи гремячие", которые создавали звенящий шум во время шествия. Кстати, они выполнялись из серебра и весили по три килограмма — по одному этому можно представить, сколько средств шло из казны на устройство церемонии.

Второй, более современный раздел выставки благодаря обилию сохранившихся предметов позволяет более наглядно представить сложность и роскошь коронаций. В витринах — не только многочисленные облачения, но и архитектурные чертежи временных сооружений, меню парадных обедов, входные билеты, планы торжественного въезда монархов в город, коронационные альбомы, картины маслом с изображением церемонии и так далее.

Масштабный проект завершается церемонией восшествия на царство Николая II, причем только ее светлой и радостной частью. За скобками остается давка на Ходынском поле, случившаяся на раздаче коронационных сувениров. Это и хорошо — спустя век после коронации можно любоваться ее красотой и торжественностью отстраненно, без идеологического груза.

Выставка продлится до 22 января 2014 года.

http://ria.ru/culture/20130926/966091330.html







http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

Фигуристы Волосожар/Траньков установили в Оберстдорфе мировой рекорд





21:46 26.09.2013 (обновлено в 22:48 26.09.2013)Автор: Андрей Симоненко / Р-Спорт

Контекст
Волосожар/Траньков готовы к началу сезона лучше, чем в прошлые годы
Мозер: Волосожар и Траньков не изменились, став чемпионами мира
Фигуристы Волосожар/Траньков выступят на турнире в Оберстдорфе

Мультимедиа
Рок-опера и вальс: Волосожар и Траньков показали олимпийскую программу / видео
Итоги командного чемпионата мира по фигурному катанию в Токио / фото
Короткие программы танцоров и женщин на ЧМ по фигурному катанию/ фото
Фигуристы Волосожар/Траньков - лидеры после короткой программы на ЧМ / фото



© РИА Новости. Андрей Симоненко





Ещё

ОБЕРСТДОРФ (Германия), 26 сен - Р-Спорт, Андрей Симоненко. Чемпионы мира россияне Татьяна Волосожар иМаксим Траньков захватили лидерство на турнире Nebelhorn Trophy в немецком Оберстдорфе, показав новый лучший результат в истории парного катания по набранным баллам в короткой программе.

Волосожар и Траньков идеально исполнили короткую программу на турнире в Оберстдорфе и получили за нее 81,65 балла. Это лучший результат в истории парного катания после введения нынешней системы судейства. Вторыми идут немцы Мейлин Венде/Даниэль Венде, на третьем месте Наташа Пурич/Мервин Тран из Канады.

Среди тех пар, которые борются за четыре путевки на Олимпиаду в Сочи, лучшими после короткой программы стали британцы Стэйси Кемп/Дэвид Кинг, японцы Наруми Такахаси/Рюити Китара, украинцы Елизавета Усманцева/Роман Талан и австрийцы Мириам Циглер/Северин Кифер.

Бронзовый призер чемпионата мира по футболу 2002 года в составе сборной Турции Ильхан Мансыз и его партнерша Ольга Бестандигова занимают последнее, 19-е место.

http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

http://rsport.ru/figure_skating/20130926/689857678.html

четверг, 26 сентября 2013 г.

Не с потолка





При реконструкции БДТ открылось много неожиданного

Текст: Людмила Безрукова (Санкт-Петербург) ,
Фото, видео: Виктор Васенин (сайт)
26.09.2013, 00:09
В историческом здании Большого драматического театра им. Товстоногова на набережной Фонтанки, 65, спектаклей не дают уже больше двух лет. С января 2011 года здание на реконструкции. Завершить ее планировалось к грядущему октябрю. Но в этом году, уже точно известно, не завершат. Одной из главных тому причин стало требование нового руководителя театра Андрея Могучего "решительным образом модернизировать сцену".

Спектаклей здесь не дают, но внутрь пройти иногда разрешают. Был бы повод! В минувший понедельник поводом взглянуть на то, как и что изменилось в добром старом БДТ, стала презентация новой книги Эдуарда Кочергина, главного художника театра.

По деревянному настилу, перекинутому от мостовой к центральному входу, пригнувшись, чтобы не въехать головой в нависающие над ним строительные леса, вхожу в помещение, бывшее прежде кассовым. "Не сюда, дальше, пожалуйста, проходите прямо в зал", - просят не останавливаться строгие охранники. Верхнюю одежду при этом предлагают не снимать - в зале довольно свежо. Ряды кресел оттуда убраны, занавес снят, сцена... Ее вроде как и нет совсем. Вместо нее - некий невыразительный дощатый помост.

Именно сцена стала "главным тормозом" при нынешней реконструкции. В том смысле, что, согласно предварительному проекту, ее не предполагали модернизировать. Но работать на прославленной самим Товстоноговым, а по нынешним временам старомодной площадке современные режиссеры просто не смогли бы. В этом уверен Андрей Могучий. Он настоял на осуществлении проекта, над которым лично работал вместе с опытными мастерами. "Это будет сцена-трансформер, универсальная конструкция с освобожденным от механизмов трюмом и состоящая из ста модулей", - говорит он.

Из этих модулей, как предполагается, можно будет собрать любую площадку - от стандартной коробки до авангардного бассейна. Дело за малым: получить дополнительное финансирование из федерального бюджета. Побывавший недавно в БДТ с инспекцией заместитель министра культуры Григорий Пирумов идеей главного режиссера проникся и готов ее поддержать.

Построенный в 1870-х годах по заказу Апраксиных архитектором Фонтана, особняк на Фонтанке славился некогда своим внутренним убранством. В советские годы, как теперь выясняется, многое было либо уничтожено, либо, чаще всего, скрыто за штукатуркой, новой идеологической росписью. В этом убеждаешься, оглядывая зрительный зал с верхних ярусов. Расписной плафон с отреставрированной красавицей-люстрой из горного хрусталя; выразительные "артистичные" лампы вдоль самих ярусов; светлее на несколько тонов (говорят, такова была изначальная внутренняя тональность здания) перегородки лож, стены фойе, что делает и сам театр светлее, праздничнее.

Вопрос для многих бывший болезненным, прежде всего для Олега Басилашвили: сохранится ли в том виде, в каком была при Товстоногове и все эти годы после ухода Мастера, его гримуборная? Олег Валерианович делил ее когда-то с Сергеем Юрским. Заходя туда к ним, их многочисленные друзья по предложению актеров оставляли там свои автографы. Родился единственный в своем роде, по-своему уникальный музей. Среди тех, кто расписался там, художник Марк Шагал, клоун Юрий Никулин, бард и актер Владимир Высоцкий, маршал Жуков. По словам Андрея Могучего, все росписи в этой гримуборной останутся.

Что не видно, но уже известно из того, чтобы сделано строителями за минувшие два года, - укрепление стен БДТ. Они, как говорят, практически рассыпались. Сказывается близость Фонтанки, интенсивное автомобильное движение последних десятилетий и сравнительно недавние пристройки внутреннего двора. Было принято решение поместить стены в металлическую сетку и начинить их специальными строительными инъекциями, которые вводили (благо, современные технологии это позволяют) прямо в исторические кирпичи. И теперь, утверждают строители, они (стены) словно из бетона.

Если труппа со своими спектаклями вернется в свой родной театр лишь в мае будущего года, то небольшие закрытые вечера, встречи, презентации на "отдельных пространствах" старого-нового дома на Фонтанке, 65, вполне уже можно проводить. Что и доказал вечер с Эдуардом Кочергиным и его новой книгой "Записки планшетной крысы", посвященной автором любимому БДТ. Новая книга - про театр, про мастеров постановочных частей, рассказы про актеров. Заканчивается она повестью "Медный Гога" о Товстоногове. Андрей Могучий срежессировал вечер, превратив его в театрализованное представление.
Кстати

В четверг, 26 сентября, состоится рабочая поездка министра В. Мединского в Санкт-Петербург. В ходе визита министр проведет ряд рабочих встреч, в частности, в 14.00 в Большом драматическом театре им. Г.А.Товстоногова встретится с художественным руководителем Андреем Могучим по вопросу реконструкции театра, а также пообщается с творческим коллективом.

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.


http://www.rg.ru/2013/09/26/teatr.html
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

среда, 25 сентября 2013 г.

Первый международный съезд реставраторов открывается в Москве







02:4325.09.2013 (обновлено: 02:44 25.09.2013)48
Планируется, что в съезде примут участие более тысячи реставраторов из 19 стран мира.




МОСКВА, 25 сен — РИА Новости. Первый международный съезд реставраторов "Реставрация в России и в мире: определяющие стратегии развития", в ходе которого пройдут тематические пленарные заседания, круглые столы и выставка самых значимых проектов в этой области, пройдет в московском Колонном зале Дома Союзов 25 и 26 сентября, сообщили РИА Новости в пресс-службе Минкультуры.

"Уверен, что I Международный съезд станет успешным начинанием по консолидации усилий власти и общественности в деле сохранения историко-культурного наследия нашей страны, даст дополнительный импульс развитию реставрационной деятельности в России", — цитирует пресс-служба ведомства слова министра культуры Владимира Мединского.

Он отметил, что съезд призван решить многие задачи, и его участникам предстоит обсудить предлагаемые поправки в российское законодательство, а также выработать единые стандарты нормативно-правового регулирования реставрационной деятельности.

Планируется, что в съезде примут участие более тысячи реставраторов из 19 стран мира. Среди тем, которые они обсудят в рамках деловой программы — "Деятельность правительства Москвы по сохранению объектов культурного наследия", "Реставрационная практика Великобритании на примере истории и современной деятельности Общества защиты старинных зданий", "Реставрация как вид экономической деятельности" и "О государственном регулировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия в Италии".

Также в Доме союзов пройдет выставка, на которой представлены фотографии, эскизы и макеты объектов, которые уже отреставрированы или находятся в работе. Среди них — Большой театр, восточное крыло Главного штаба Эрмитажа, Никольский Морской собор, Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь и парковый ансамбль "Летний сад".

Кроме того, 26 сентября в Музее декоративно-прикладного искусства откроется экспозиция, посвященная 95-летию Научно-реставрационного центра имени Грабаря. На этой уникальной выставке можно увидеть произведения искусства, которыми занимались его сотрудники, благодаря которым эти шедевры по-прежнему украшают коллекции лучших российских музеев. Так, на ней можно увидеть авторскую модель скульптуры "Рабочий и колхозница" Веры Мухиной, по которой впоследствии был сделан знаменитый монумент, икону "Усекновение главы Иоанна Предтечи" XVI века, а также живописные полотна Ореста Кипренского, Владимира Маковского, Бориса Кустодиева, Василия Поленова и других знаменитых российских художников XIX-XX веков.

http://ria.ru/culture/20130925/965591563.html







http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

вторник, 24 сентября 2013 г.

Михалков пообещал привезти "Солнечный удар" на "Меридианы Тихого 2014"


Кинофестиваль "Меридианы Тихого"-2013 (51)
 (обновлено: )7711
Сценарий картины "Солнечный удар" основан на прозе Ивана Бунина - одноименном рассказе о любви и книге "Окаянные дни".
ВЛАДИВОСТОК, 24 сен — РИА Новости, Юлия Ковалева. Известный российский актер и режиссер Никита Михалков не смог приехать во Владивосток на кинофестиваль "Меридианы Тихого" из-за съемок нового фильма "Солнечный удар", но обещал привезти киноленту во Владивосток на следующий фестиваль, сообщил во вторник на пресс-конференции генеральный директор и художественный руководитель проекта Ефим Звеняцкий.
Кинофестиваль "Меридианы Тихого" во Владивостоке
Михалков планирует сделать из своего нового проекта не только полнометражный фильм, но и телевизионный сериал. Сценарий картины "Солнечный удар" основан на прозе Ивана Бунина — одноименном рассказе о любви и книге "Окаянные дни", состоящей из дневниковых записей, которые писатель вел в Одессе и Москве во время революции и Гражданской войны. Режиссер обещает, что это будет "не глобальное кино", а история поручика, который после безумной ночи любви с незнакомкой проводит день в маленьком русском городе в ожидании вечернего теплохода.
"Михалков обещал, но в последний момент не смог приехать на "Меридианы Тихого". Я получил от него очень джентльменское письмо. Причиной послужила работа над новым фильмом "Солнечный удар", который поставлен по произведениям Ивана Бунина. У него произошла накладка, такое бывает. Но он обещал, что в следующем году обязательно приедет и привезет вместе с собой эту ленту, чтобы показать во время кинофестиваля во Владивостоке", — рассказал Звеняцкий.
По его словам, причина, по которой Михалков отсутствовал на кинофестивале уважительная, и он не обижен из-за его отказа.
"Пьер Ришар ведь тоже подвел меня на первом кинофестивале. Он не смог приехать. Сейчас мы с ним договорились, что он привезет к нам спектакль", — сказал Звеняцкий.
Международный кинофестиваль стран АТР "Меридианы Тихого" проводится во Владивостоке ежегодно с 2003 года. В 2013 году он прошел в 11-й раз, с 7 по 13 сентября. Его гостями стали знаменитые актеры, режиссеры, сценаристы и члены международного жюри. На фестивале было представлено 17 кинопрограмм.
http://ria.ru/vl/20130924/965353174.html

 http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

Певица из Владивостока вошла в топ танцевального хит-парада Billboard


 (обновлено: )62410
В Нью-Йорке Натали Юра познакомилась с кинопродюсерером и арт-менеджером Мартином Брегманом, который в свое время поддержал неизвестного тогда актера Аль Пачино. Благодаря его рекомендациям, Наталья смогла получить стипендию в нью-йоркской школе актерского мастерства.
НЬЮ-ЙОРК, 24 сен — РИА Новости. Композиция Scream for Love в исполнении Натали Юры вошла в десятку самых популярных песен американского хит-парада журнала Billboard в жанре клубной и танцевальной музыки, заняв девятую позицию.
В понедельник в Лондоне состоялся европейский релиз этого же сингла, ставшего дебютным для 22-летней певицы, детство которой прошло во Владивостоке. В 12-летнем возрасте Юра стала лауреатом детского конкурса "Пирамида", который проходил на Приморском ВГТРК.
Natali Yura 'Scream For Love' (Official Lyric Video)
Загружено: 18.05.2013 в 06:01
"Сколько я себя помню, я всегда пела… С восьми лет я участвовала в российских детских конкурсах", — рассказала Юра РИА Новости. Она вспоминает, как в 14 лет появилась на сцене в самодельном платье, которое зал "осмеял". "Зареклась выходить на публику, но не смогла не петь", — добавила она.
В Нью-Йорке она попала в поле зрения известного кинопродюсера и арт-менеджера Мартина Брегмана. Этот антрепренер в свое время поддержал неизвестного актера Аль Пачино, игравшего в скромных театрах; он был менеджером Вуди Аллена, Барбары Стрейзанд, Бэтти Мидлер, Фэй Данауэй.
Благодаря его рекомендациям, Наталья смогла получить стипендию в нью-йоркской школе актерского мастерства Lee Strasberg Theatre and Film Institute. Сейчас Натали Юра записывает свой первый альбом.
 http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

понедельник, 23 сентября 2013 г.

Балетный сезон открыли постановкой «Ромео и Джульетты»






К дуэту с партнером в Михайловском театре Полина Семионова готовилась без пуантов


Фото: mikhailovsky.ru

Воплотить легендарный балетный образ в различных сценических версиях доводится не каждой балерине с мировым именем. А вот Полине Семионовой это удалось: она преображалась в Джульетту в балетах Л. Лавровского, Д. Крэнко, К. Макмиллана. На днях ее шекспировская коллекция пополнилась еще одним приобретением — давно ожидаемым и всё же самым неожиданным.


16 сентября, как и в пошлом году, Семионова в качестве приглашенной балерины открыла балетный сезон в Санкт-Петербургском Михайловском театре. Тогда была старинная романтическая «Жизель» в постановке Никиты Долгушина, теперь — «авангардная» постановка «Ромео и Джульетты» — последняя премьера художественного руководителя балета Михайловского театра Начо Дуато.


Оригинальная хореография известного испанского балетмейстера не была для балерины совершенной новостью: она уже пробовала силы в нескольких его сочинениях. Но роль Джульетты превосходила по необычности и сложности все станцованное ранее и потому вызывала особенный интерес. Репетиции начались за две недели до спектакля с ассистентом хореографа Гентианом Дода (в недавнем прошлом исполнителем роли Ромео), а затем — с самим Дуато. Работа оказалась не из легких. Балерине предстояло забыть своих прежних Джульетт, чтобы освоить новый текст роли. Но это была лишь половина дела. Главная сложность заключалась в необходимости забыть и прочные навыки классического танца, чтобы, сняв пуанты, овладеть своеобразной хореографией Дуато.


Если «классика» предписывает прямую спину, подтянутость корпуса, собранность мышц, то у Дуато всё наоборот. Тело должно быть абсолютно свободным, даже расслабленным, гибкая спина — подвижной, ноги — то по-балетному «выворотными», то завернутыми внутрь. И притом — прямо-таки бешеный шквал движений, как бы наслаивающихся одно на другое. В их калейдоскопической смене иногда прочитываются классические позировки, но они тут же размываются в водовороте танца. Помимо особых технических умений исполнительнице требуются исключительная физическая выносливость и натренированное дыхание. Можно представить, с каким напряжением тела и души готовилась к дебюту Полина. Овладеть премудростями новой роли помогли благожелательная бескомпромиссность репетиторов и добрая поддержка партнеров по спектаклю, прежде всего — исполнителя роли Ромео Ивана Зайцева.


В такого Ромео нельзя было не влюбиться. Танцовщик, напоминающий обликом Давида Микеланджело, обладает непоказной мужественностью и внутренним достоинством. Свободно владея танцевальной речью, он оказался для Полины идеальным партнером — сильным и чутким. В спектакле Дуато это весьма существенно. В любовных дуэтах накал чувств передается каскадом всевозможных поддержек. Фигуры танцовщиков, сплетаясь причудливым образом, становятся как бы единым существом. Малейшая неточность — и впечатление слиянности душ и тел героев будет разрушено, не говоря уже о возможности получить серьезную травму. С партнером Зайцевым подобное исключалось. Балерине, по ее словам, было в его надежных руках не только спокойно, но даже комфортно. Излишне говорить, что и для Зайцева встреча с талантливой балериной-мастером обернулась творческим праздником.


Дуэт героев получился гармоничным и внешне, и внутренне. Черноглазая красавица Джульетта и ее избранник прожили в спектакле короткую, но бурнокипящую жизнь, став его смысловым и эмоциональным центром.


http://izvestia.ru/news/557402


http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

воскресенье, 22 сентября 2013 г.

Полотна прерафаэлитов наконец добрались до Москвы







02:4311.06.2013
Выставка "Прерафаэлиты: викторианский авангард", готовившаяся к показу в Москве более пяти лет, открылась в ГМИИ имени Пушкина. Выставка собрала самые знаменитые работы участников братства, которое было образовано в 1850-х годах.

© РИА Новости. Светлана Янкина



МОСКВА, 11 июн — РИА Новости, Светлана Янкина. Выставка "Прерафаэлиты: викторианский авангард", готовившаяся к показу в Москве более пяти лет и собравшая самые знаменитые произведения участников знаменитого братства, открылась в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина во вторник.

Учитывая популярность этого направления в искусстве и, одновременно, редкий показ за пределами Великобритании, сомневаться в большом зрительском успехе этой выставки не приходится.

Викторианские бунтари


© Данте Габриэль Россетти
Джон Эверетт Миллес, Офелия, 1851-1852

Братство прерафаэлитов было образовано в 1850-х годах. В нем состояли художники, оппозиционные всем официальным течениям и уверенные в том, что британская живопись приходит в упадок, поэтому вдохновение следует искать в раннем, дорафаэлевском итальянском искусстве. Отсюда и появилось название "Братство прерафаэлитов" (P.R.B., Pre-Raphaelites Brotherhood), самыми известными представителями которого стали Данте Габриэль Россетти, Уильям Холман Хант и Джон Эверетт Милле.

Они начали выставляться тогда же, в середине XIX века, но их произведения критикой и публикой обласканы не были — как, впрочем, многие работы, относящиеся к революционным течениям в искусстве (вспомнить хотя бы импрессионистов).

Экспозиция, приехавшая в Москву после Лондона и Вашингтона, разделена на несколько условных частей — "Образы прошлого", "Природа", "Поэтическая живопись", "Красота", "Утопия" и "Спасение". В последней можно увидеть картину Джона Эверетта Милле "Христос в родительском доме". Знаменита она в числе прочего тем, что Чарльз Диккенс назвал ее "гнусной и отталкивающей", а королева Виктория приказала доставить полотно в Букингемский дворец для личного осмотра: общественность возмутила излишняя натуралистичность изображения святого семейства. Хотя сейчас можно констатировать, что в этом произведении есть все, что характерно для творчества прерафаэлитов, то есть простота и натуралистичность, — художники привлекали к позированию своих друзей и членов семей, вне зависимости от того, светский сюжет у картины или же библейский.

Также на выставке демонстрируется, например, небольшая незавершенная работа Форда Мэддокса Брауна "Возьмите вашего сына, сэр!", для которой позировала супруга художника с их двухмесячным ребенком. При абсолютной светскости портрета композиционно запечатленные фигуры напоминают Мадонну с младенцем.

Дева Мария с канонического для прерафаэлитов произведения Данте Габриэля Россетти "Благовещение", которое также представлено на выставке, выглядит не торжественно-счастливой, а испуганной и, кроме того, одетой в белое, хотя цветом Богородицы считается голубой. Словом, прерафаэлиты пытались установить собственные каноны, хотя опирались на прошлое.

Исторические темы — реальные или же драматургические — их весьма привлекали. Для их визуализации художники в свойственной декоративной манере воспроизводили костюмы и обстановку, соответствующие той или иной эпохе, что сообщает картинам некую театральность и мистический флер. Вслед за "Благовещением" в этом историческом разделе экспозиции можно увидеть еще одно знаменитое произведение братства — "Офелию" Джона Эверетта Милле.


© Данте Габриэль Россетти
Данте Габриэль Россетти. Прозерпина, 1882

Прерафаэлиты известны также и тем, что ввели в моду новый тип женской красоты — интеллектуальный, раскрепощенный и порой ядовитый, что получило дальнейшее развитие в эпоху модерна. В части "Красота" можно увидеть "Прекрасную Изольду" Уильяма Морриса и Monna Vanna Россетти.

Также в Москву привезли оригинальные витражи Эдварда Берн-Джонса, в том числе "Ангела с лютней", и масштабную шпалеру "Поклонение младенцу", выполненную уже после смерти Эдварда Берн-Джонса и Уильяма Морриса, вдохновленных гением Россетти и ставших его последователями, особенно по части прикладных ремесел. В частности, в экспозиции представлены буфет "Дамы и звери" Берн-Джонса, главы из романа-утопии "Вести из Ниоткуда", напечатанные в издательстве Морриса "Келмскотт-Пресс", и обои "Шпалера" его дизайна. Таким образом, на выставке можно увидеть братство прерафаэлитов в действии — от его появления до распространения в различных областях искусства, не только в живописи.

Долгая дорога

Директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова никогда не скрывала, что хотела бы показать в возглавляемом ею музее искусство прерафаэлитов, которое "овеяно романтическим духом" и оттого хорошо принимается в России.

Впервые о том, что выставка прерафаэлитов может состояться, заговорили в 2008 году, когда при поддержке фонда "Искусство, наука и спорт" Алишера Усманова в залах ГМИИ открылась экспозиция "Тернер. 1775-1851". Она стала самым дорогим на тот момент проектом музея со спонсорским участием и одной из первых выставок, собравшей 200 тысяч зрителей.


© Данте Габриэль Россетти
Данте Габриэль Россетти. Возлюбленная (Невеста), 1865–1866

Таким образом, была открыта своеобразная программа показа практически не представленного в российских музейных собраниях британского искусства.

Затем последовал проект "Уильям Блейк и британские визионеры", где искусство художников братства было представлено в минимальном объеме, словно предваряя нынешнюю масштабную экспозицию. В том же, 2011 году, с фондом Усманова было подписано соглашение о проведении нынешней выставки.

До этого прерафаэлитов, и также небольшим числом полотен, представлял Christie's на своей предаукционной выставке в Третьяковской галерее в 2008 году.

Как рассказала Антонова, в числе причин, из-за которых нынешний проект так долго готовился, стали востребованность искусства прерафаэлитов во всем мире — "надо занимать очередь", а также финансовая сторона вопроса. Однако глава ГМИИ отказалась озвучивать бюджет проекта, который по посещаемости вполне может побить нынешний рекорд музея — выставку Сальвадора Дали, которую за 11 недель работы увидели 270 тысяч зрителей.

Посетители первой масштабной выставки прерафаэлитов в России смогут также прослушать цикл лекций о творчестве художников и воспользоваться услугой специализированной экскурсии.

Выставка продолжит свою работу до 22 сентября.

http://ria.ru/culture/20130611/942647630.html




http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode