Избранное сообщение

пятница, 31 мая 2013 г.

Великое надувательство




В столице покажут фестивальные хиты документального кино о музыке



"Дэвид Боуи - Пять лет": фестивальная публика увидит первый полнометражный фильм о великом музыканте. Фото: REUTERS


Текст: Андрей Васянин
31.05.2013, 00:28
Опубликовать в блоге Версия для печати


Да, Малкольму Макларену было, что рассказать о том, как создать и раскрутить группу - но его постоянно прерывают Стив Джонс и Пол Кук (музыканты той самой группы, Sex Pistols), которые весь фильм гоняются за ним и лишь в последний момент одному из создателей панк-рока удается скрыться от преследователей на поезде. Анимация, бешеные гитары, трудновыстраиваемое в голове мелькание кадров - будто бы сам панк, резкий и "грязный" по звуку и "картинке", несется с экрана к зрителю. И название соответствует - "Великое рок-н-ролльное надувательство"...

Программные директора Beat Film Festival Кирилл Сорокин и Алена Бочарова уже четвертый год привозят в Россию документальные фильмы о мировой музыкальной сцене - от фильмов про Radiohead и Blur и до кинохроники исламского панка. И все это, как правило, большие фестивальные хиты, прозвучавшие на международных кинофорумах вроде Берлинале, SXSW, Торонто, и независимые картины, снятые современными клипмейкерами, художниками и режиссерами-авангардистами.

В этом году одним из гвоздей программы феста станет ретроспектива главного мастера британской панк-документалистики Джона Темпла (ею откроется новый Центр документального кино на Зубовском). Это он снял в конце 70-х кино про великое надувательство, а также "Город нефти" про группу Dr Feelgood и истоки британского панка, "Джо Страммер: будущее неизвестно" про легендарного фронтмена The Clash, о котором рассказывают Боно, Джонни Депп и Стив Бушеми, "Гластонбери", снятый к 30-летию главного рок-феста планеты, где на экране и сцене фигурируют такие люди, как Ник Кейв, Дэвид Боуи, Джеймс Браун, Бьорк... Все эти ленты, равно как и последний фильм Темпла "Лондон - современный Вавилон" (незабываемое кинопутешествие во времени, основой которого стали тысячи часов архивных материалов, в том числе уникальные кадры хроники из хранилищ Британского киноинститута), снятый к прошедшей летней Олимпиаде, будут показаны на Beat Film Festival.

Основная программа откроется в Формуле кино "Горизонт" лентой Мэтта Вулфа "Teenage". Beat станет первым фестивалем вне Северной Америки, который покажет фильм, препарирующий и воссоздающий атмосферу тинэйджерства, каким оно было в первой половине прошлого века - и все это под непрерывно звучащие в фильме песни Брэдфорда Кокса из Deerhunter. Невероятную по энергетике "картинку", которую просто невозможно рассматривать на домашнем телеэкране, обещает "Дэвид Боуи - Пять лет", первый полнометражный фильм о Боуи с 1974 года, названный по имени знаменитой песни музыканта: редчайшие архивные съемки, разговоры с Брайаном Ино, Энди Уорхолом и Тони Висконти, история и первое исполнение великих Lets Dance и China Girl... В "Тропикалии" Марсело Мачадо (бразильский режиссер лично представит картину московской публике) речь пойдет о латиноамериканском артистическом и политическом ренессансе 60-х и его духовных вождях, обладателях "Грэмми" Жилберту Жиле и Каэтано Велосо. Голос великого Джонни Кэша - в главной роли в документальном детективе "Мой отец - человек в черном", молодые "роллинги" в "Чарли, мой лапочка", длинном черно-белом репортаже об ирландском турне группы 1965 года, лишь в прошлом году ставшим доступным широкой публике, история о том, можно ли разрешить конфликт между возможностью делиться информацией и правом ею делиться в шведской ленте "The Pirate Bay - отойдя от монитора"...

Важнейшая часть Beat Film Festival, как всегда - talks, встречи с его участниками, актуальными кинохудожниками. Например, любимец копенгагенской богемы Андреас Йонсен предварит свой новый фильм "Жизнь Кидда" лекцией "Субкультура как предмет документалистики", и с особым нетерпением на Beat ждут Луи Блэка, основателя и директора SXSW - главного независимого фестиваля Америки, представляющего собой гремучую смесь кинофестиваля, музыкального фестиваля и конференции по новым технологиям.

По словам Кирилла Сорокина, программа Beat Film Festival - о том, что можно делать фильмы на актуальные темы не жертвуя при этом художественностью, а картины снятые из частного интереса, могут внезапно обрести актуальность и стать важным социальным комментарием к происходящему вокруг.

Между тем

Международный фестиваль нового документального кино о музыке Beat Film Festival пройдет с 6 по 11 июня на двух площадках: Формула кино Горизонт и Центр документального кино.

http://www.rg.ru/2013/05/31/festival.html




http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

четверг, 30 мая 2013 г.

Миф от России


КОММЕРСАНТ №91 (5122) от 30.05.13



Прогуляться под дождем из монет в российском павильоне на Венецианской биеннале разрешают только женщинам


На Венецианской биеннале представлен русский павильон
Биеннале современное искусство

В Венеции в рамках 55-й Международной биеннале современного искусства состоялось открытие павильона России, который в этом году полностью занял проект Вадима Захарова "Даная". Из Венеции – МАРИЯ СЕМЕНДЯЕВА.
В открывающем зале русского павильона, под потолком, в седле, положенном на балку, сидит мужчина в строгом костюме и задумчиво поедает неочищенный арахис. Ошметки слетают вниз и образуют причудливую золотистую горку. Надпись на стене комнаты гласит "Gentlemen, time has come to confess our Rudeness, Lust, Demagogy, Falsehood, Banality and..." С такой картины начинается выставка "Даная", замысел которой Вадим Захаров держал в секрете вплоть до дня открытия. В следующем, главном зале павильона, увенчанном стеклянной пирамидой, нет ничего, кроме квадратной дыры в полу, огороженной деревянной балюстрадой с красными бархатными подушечками по периметру. Здесь художник предлагает зрителям преклонить колени на красном бархате и наблюдать за тем, как из блестящего металлического круга на верхушке павильона сыплются через проем на первый этаж блестящие монеты. По россыпи монет на первом этаже ходят женщины под прозрачными зонтами (мужчинам входить туда нельзя), они подбирают монеты и бросают их в ведро на выходе. В это время в третьем зале на втором этаже мужчина в деловом костюме поднимает через круглое отверстие в полу ведро с первого этажа и высыпает его на конвейер, который отправляет монеты наверх, к верхушке пирамиды, откуда они снова будут падать вниз.

Так в интерпретации Вадима Захарова выглядит в современном обществе процесс оплодотворения Данаи Зевсом. Первый этаж – "женский", второй – "мужской", а вершина стеклянной пирамиды – это место Бога. В такой стройной системе Зевс – мировая биржа, золотые деньги – информация, то есть самое дорогое, что есть в нашем мире. А Даная – не более чем антенна. Но зато какая антенна: во дворе павильона и на крыше установлены две большие идеально белые круглые тарелки, которые, как утверждает сам художник, подключены напрямую к мифу.

Миф – это отправная точка в концепции русского павильона этого года. Главной идеи у выставки нет, ведь у мифа о Данае много интерпретаций, но есть главная цель – напомнить современному человеку о том, что все глобальное и сверхактуальное в нашем мире может быть сведено к многовековым архетипам. Бесконечность интерпретаций – в данном случае сознательный выбор концептуалиста Захарова.

Его многие ругали за то, что до последнего не раскрывал замысел "Данаи". Теперь понятно, что Захаров просто не хотел, чтобы смыслы, которые можно найти в выстроенной им системе, истрепались до того, как выставка будет открыта. Художник с удовольствием черпает из этого колодца времени, поэтически рифмуя разные части экспозиции с разными мифологическими и культурными мотивами. Так, ведро с монетами стоит на репродукции рембрандтовской "Данаи", но сфотографированной, после того как она была облита кислотой. Первый этаж экспозиции оформлен как пещера – и напоминает одновременно о платоновской аллегории пещеры и об архаическом женском начале. Павильон наполнен остроумными и красивыми задумками, но венцом захаровского остроумия становится деревянный средневековый стульчак, будто сошедший с картины Иеронима Босха, где вместо ночного горшка поставлен горшок с белой розой. Смысл этой работы художник отказался объяснять, но загадочно заметил, что считает ее самой сложной на выставке.

Разгадывать в русском павильоне загадки венецианская публика уже привыкла – второй год подряд здесь показывают работы представителей школы московского концептуализма. В прошлом году это была выставка Андрея Монастырского и Бориса Гройса. Но многое в этот раз смотрится непривычно. Прежде всего, куратором русского павильона впервые выступил иностранец и гражданин другой страны – Удо Киттельман, возглавляющий берлинскую Национальную галерею. Министр культуры посещает русский павильон не впервые, но для нынешнего министра культуры Владимира Мединского в павильоне было много непривычного: это его первый визит на Венецианскую биеннале. Выставкой министр остался доволен: "Искусство – это не от слова "искус", а от слова "искусно", и когда я вижу что-то, сделанное так, как я никогда не смогу сделать, это вызывает восхищение. Я даже взял каталог почитать". Затем впервые в павильоне появился пролом, объединивший первый и второй этаж, который был сделан специально для выставки и серьезно преобразил интерьер здания. Надо напомнить, что этой осенью павильону России, который был построен архитектором Алексеем Щусевым, исполняется сто лет. Выставка Вадима Захарова стала хорошим подарком к юбилею – задействовав архитектурные возможности здания, она превратила сам русский павильон в самостоятельного участника художественного процесса.

http://www.kommersant.ru/pda/kommersant.html?id=2199995

http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode


Смесь французского с Маяковским



Газета "Коммерсантъ", №91 (5122), 30.05.2013

ТЕКСТ КОММЕНТАРИИ: 0





"Синдром Орфея" на Чеховском фестивале




Способ организации театральной материи в спектакле "Синдром Орфея" преобладает над стремлением к внятному высказыванию
Фото: Mario Del Curto

Вся галерея 4



Фестиваль театр

Чеховский фестиваль, проходящий при поддержке "Первого канала", страховой компании "Согаз" и ВТБ 24, представил на сцене Театра имени Пушкина российско-швейцарский проект — спектакль "Синдром Орфея" в постановке Владимира Панкова. Рассказывает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.

"Синдром Орфея" был показан на Чеховском фестивале в память о знаменитом франко-швейцарском продюсере Рене Гонзалесе, умершем в прошлом году. Он был многолетним директором "Види-Лозанн" — этот театр мог бы прославиться уж только тем, что находится в красивейшем месте, посреди парка на берегу Женевского озера, но благодаря стараниям Гонзалеса стал еще и одним из важнейших театральных "инкубаторов" Европы. Сам Гонзалес был человеком азартным, готовым на эксперименты, и при этом — не такое уж частое среди европейских продюсеров свойство — внимательным к тому, что происходило в России. И к предложению Чеховского фестиваля сделать спектакль с Владимиром Панковым он отнесся с энтузиазмом. Но так получилось, что прошлогодняя премьера "Синдрома Орфея", состоявшаяся в Лозанне, стала последней из состоявшихся в театре "Види" при жизни Рене Гонзалеса.


Спектакль идет на двух языках — русском и французском, потому что Владимир Панков объединил на сцене актеров, говорящих на этих языках. Подобный опыт у режиссера уже был: несколько лет назад он объединил русских и французов в работе над поэмой Марины Цветаевой "Молодец". Но тогда автор был один, и цветаевский текст произносился то по-русски, то по-французски. Теперь же авторов два: по признанию Панкова, он с самого начала придумал, что соединит на сцене Владимира Маяковского и Жана Кокто — поэму "Флейта-позвоночник" и пьесу "Орфей". Соединение имен, если отнестись к нему умозрительно, может вызвать столько же любопытства, сколько и скепсиса. "Оба — бунтари своего времени,— объясняет режиссер,— которые во имя любви шли напролом против норм и систем". С этим, конечно, не поспоришь, но в сущности где Маяковский, а где Кокто...


Спектакль Панкова, разумеется, не научный анализ двух поэтов и не сравнительное жизнеописание двух интереснейших личностей. "Синдром Орфея" — произвольный микс музыки, танца, драмы, поэзии и вокала. Знакомые с изобретенным Панковым жанром SounDrama (и одноименной театральной компанией) вряд ли были чем-то удивлены: слова царапаются о звуки, музыка провоцирует пластику (хореограф Сергей Землянский), движения выворачиваются обратно в слова, те, в свою очередь, улетают в пение; жанры подхватывают друг друга, друг друга пресекают, подпитывают, а иногда благородно приходят друг другу на помощь. Странно ждать от Панкова не только линейного развития сюжета, но и внятной логики развития действия. И что бы ни придумала автор либретто Ирина Лычагина, способ организации театральной материи здесь все-таки превалирует над стремлением к внятному высказыванию.


Приходят ли друг другу на помощь Маяковский и Кокто, трудно утверждать наверняка. Они вынужденно пытаются сосуществовать, и каждый "дарит" спектаклю важные темы. От Маяковского — советская Москва: художник Максим Обрезков помещает персонажей за стены Московского кремля, ряд безошибочно узнаваемых зубцов на авансцене похож на ширму, над которой герои кажутся немного кукольными, и когда в заднике открывается прямоугольный проем, то фон тоже напоминает зубец. Пирамида, похожая на деформированный Мавзолей и в то же время на крышку гроба, летает над сценой. Зеленые "ленинские" лампы кремлевским стенам гармонично вторят — и, когда сцена суда из пьесы Кокто "Орфей" обретает черты страшноватого допроса в наших карательных органах, никаких дополнительных вопросов не возникает.


Пьеса, в свою очередь, является источником лирики и мистики — из нее приходит не только Эвридика, но и сама Смерть. Услугами обеих (в хорошем смысле этого слова) пользуется мающийся в озарениях и кошмарах Маяковский. Вообще здесь у каждого свой синдром. Мрачноватая круговерть спектакля, в котором не всегда легко разобрать, кому здесь от кого что нужно, одних зрителей завораживает, других же вгоняет в оцепенение. На парадоксы поэтического мышления, конечно, можно списать все что угодно, но запоминаются из "Синдрома Орфея" все-таки прежде всего живые проявления хороших московских актеров: нескладный и несчастный верзила Маяковский, сыгранный Петром Маркиным, и по контрасту с ним маленький Эртебиз Павла Акимкина — одновременно ангел и бесенок, хлопотун и искуситель, привносящий в страстно-сумрачный международный проект толику спасительного юмора.


http://kommersant.ru/doc/2199994




http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

Путину в четверг представят в Петербурге медали для Олимпиады в Сочи







00:2830.05.201331
Президенту РФ Владимиру Путину в четверг во время поездки в Санкт-Петербург представят Олимпийские медали зимних Игр 2014 года в Сочи, сообщила пресс-служба Кремля.







МОСКВА, 30 мая — РИА Новости. Президенту РФ Владимиру Путину в четверг во время поездки в Санкт-Петербург представят Олимпийские медали зимних Игр 2014 года в Сочи, сообщила пресс-служба Кремля.

"В ходе рабочей поездки в Санкт-Петербург 30 мая президент России встретится с членами Международного олимпийского комитета <…> Путину представят Олимпийские и Паралимпийские медали, которыми наградят победителей и призеров XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи", — говорится в сообщении.

Путин также проведет переговоры с президентом Международного олимпийского комитета Жаком Роге, уточняется в пресс-релизе.

"Кроме того, в этот день Путин посетит Детско-юношескую спортивную школу №2, где посмотрит показательные выступления дзюдоистов-воспитанников школы, а также поздравит с 75-летием своего тренера по дзюдо (Анатолия) Рахлина", — отмечается в сообщении.

http://ria.ru/politics/20130530/940239266.html







http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

среда, 29 мая 2013 г.

Два огромных портрета Елизаветы II составили из фото ее подданных







23:5328.05.2013192
Два огромных портрета королевы Великобритании Елизаветы II будут встречать прибывающих в лондонский аэропорт "Гэтвик". Проект, финансируемый BBC South East Today, стал подарком королеве к 60-летнему юбилею коронации, который отмечается в начале июня.



© AFP 2013/ Stefan Wermuth



ЛОНДОН, 28 мая — РИА Новости, Мария Табак. Два огромных портрета королевы Великобритании Елизаветы Второй будут встречать прибывающих в столичный аэропорт "Гэтвик".

Портреты, на одном из которых королева изображена такой, какой она была в 1953 году, а на другом — в ее нынешнем возрасте, составлены из крошечных фотографий ее подданных. Для создания фотомозаики было использовано 5,5 тысяч фотографий зрителей BBC, приславших их в начале года.

Как сообщает газета Daily Telegraph, автором портретов, размер которых приблизительно равен размеру двухэтажного автобуса, стала британская художница Хелен Маршалл. Проект, финансируемый BBC South East Today, стал подарком королеве к 60-летнему юбилею коронации, который отмечается в начале июня.

Изображения королевы можно увидеть в южном терминале аэропорта, который Елизавета Вторая открыла в 1958 году.

http://ria.ru/world/20130528/940024067.html







http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

вторник, 28 мая 2013 г.

СМЕРШ: кому бесславье, а кому бессмертье?










т





Как отличить героев войны от палачей, губивших товарищей по оружию










фото: Игнат Калинин






Как могло получиться, что спустя столько десятилетий после окончания Великой Отечественной вспыхивают раздирающие общество споры? Сейчас — с невероятными оскорблениями и дикой злобой — обсуждается вопрос, кто же такие смершевцы: герои невидимой войны против фашистов или преступники, губившие боевых товарищей?


Причина споров — отсутствие интереса к собственной истории. И как следствие — ее искажение. Если смотреть нынешнюю кинопродукцию, возникает ощущение, будто великую войну выиграла не армия, а смершевцы. Нет ли в этом неуважения к тяжкому ратному труду пехотинцев, танкистов, артиллеристов, летчиков, которые четыре года завоевывали победу?


О смершевцах мне рассказывал виднейший партийный деятель Николай Григорьевич Егорычев, в 1960-е годы первый секретарь московского горкома (его стараниями у Кремлевской стены появилась Могила Неизвестного Солдата, у которой зажгли Вечный огонь; он в сорок первом ушел на фронт добровольцем, прошел всю войну, не раз был ранен):


— На Северо-Западном фронте я служил заместителем политрука стрелковой роты. Вызывают меня в штаб. Холеный подполковник из СМЕРШ говорит: «Вы хорошо знаете полк. Докладывайте мне о тех, у кого неправильные настроения, кто может сбежать».


Егорычев ответил:


— Товарищ подполковник, эти люди воюют на передовой, каждый день подвергаются смертельной опасности. И я ни о ком из них вам ничего говорить не буду.


Подполковник возмутился:


— Ах, вы так себя ведете? Я вам покажу!


Через пару дней смершевец появился в расположении роты. Она занимала высоту. Подходы к ней немцами просматривались и простреливались. Поэтому отрыли глубокий ход сообщения, чтобы в случае обстрела укрыться. Вдруг видят: кто-то ползет по рву. Солдаты хохочут. Показался тот самый подполковник и к Егорычеву:


— Что они смеются?


Егорычев честно ответил, что солдаты смеются из-за того, что подполковник трусоват:


— Мы укрываемся только в случае обстрела, а вы ползете, когда опасности нет...


Николай Егорычев, который доказал свою смелость и на фронте, и в большой политике, вспоминал, как несправедливо расстреливали бойцов:


— Смершевцы тоже хотели показать, что воюют. Война все списала, к сожалению...


Предмет спора — главное управление военной контрразведки «Смерть шпионам». Так с 1943 года назывались особые отделы, которые появились еще в момент создания Красной Армии. Первоначальная задача — следить за бывшими царскими офицерами. Потом командирские должности заняли люди с партбилетами, но им тоже не доверяли. Сейчас в распоряжении историков огромный массив рассекреченных документов предвоенных лет. Они свидетельствуют: шпионов-то было мало, в основном особисты докладывали своему начальству о настроениях красноармейцев, об ошибках и недочетах (подлинных и мнимых) командиров, выявляли «антисоветчиков» и «клеветников».


К профессиональной контрразведывательной работе это отношения не имеет. Руками особистов осуществлялись постоянные чистки Вооруженных сил. Жертвами стали кадровые и образованные офицеры, военная интеллигенция, преподаватели военно-учебных заведений — и некому было готовить молодых командиров.


В годы массового террора, придумывая мифические заговоры и объявляя красноармейцев шпионами, подрывали обороноспособность армии. Накануне войны уровень боевой подготовки резко упал. Командиры были растеряны, потеряли уверенность в себе, не могли навести порядок. Красноармейцы переставали подчиняться своим офицерам: а вдруг они тоже враги народа?


Эта глава истории более или менее ясна. Но все изменилось 22 июня 1941 года, когда надо было воевать с настоящим, а не придуманным врагом. Одни сотрудники особых отделов — прежде всего в сорок первом — мужественно сражались вместе со всей Красной Армией и гибли на полях сражений. Другие вылавливали немецких парашютистов и диверсантов. А вот третьи всю войну сажали боевых товарищей.


19 июля 1941 года Сталин поставил во главе управления особых отделов Виктора Абакумова, заместителя Берии. В конце 1941 года Абакумов подвел итоги своей работы за первые месяцы войны: с 22 июня по 1 декабря особые отделы арестовали более тридцати пяти тысяч человек. Это две дивизии! Из них четырнадцать с половиной тысяч (целую дивизию!) расстреляли.


В 1943 году командующий 7-й отдельной армией генерал-майор Алексей Крутиков не выдержал и доложил Верховному главнокомандующему, что особисты фальсифицируют дела и отправляют на смерть невинных людей, объявляя их немецкими агентами: «Общей чертой большинства шпионских дел является полное отсутствие объективных доказательств. Все обвинения в шпионско-диверсионной работе были построены на признании самих подсудимых».


Командующий армией — фигура, генерал Крутиков хорошо проявил себя, его ждало повышение. Сталин поручил проверить письмо начальнику главного политического управления Красной армии Александру Щербакову. Даже видавший виды кадровый партийный работник поразился тому, что выяснилось в ходе проверки.


Особый отдел армии сообщил о раскрытии вражеской агентурной группы:


«Резидент немецкой разведки Никулин, снабженный немецкой разведкой оружием (пистолетом и гранатами), получил от немецкой разведки задание вести обширную шпионскую деятельность в Красной Армии — вербовать шпионов, взрывать мосты, поджигать воинские склады, советские учреждения и т.д.».


На самом деле никакой немецкой разведгруппы не было. Никулин воевал в Красной Армии в финскую войну. После ранения комиссован. Работал плотником. «Резидент» не умел ни читать, ни писать. Даже Щербаков поразился, что «неграмотному во всех отношениях Никулину, проживающему в глухой деревушке», немцы могли дать задание собирать сведения о расположении и дислокации штабов, воинских частей и соединений.


Главным доказательством вины было немецкое оружие, которое нашли особисты. Щербаков легко выяснил его происхождение:


«Иванов, мальчик тринадцати лет, сказал Никулину, что у него имеются трофейные гранаты и пистолет. Никулин отобрал оружие у мальчика. Пистолет отдал младшему лейтенанту Шведову за хлеб, а гранаты использовал для глушения и ловли рыбы».


Если бы не вступился командующий армией, всех участников мнимой разведгруппы расстреляли. За два года самой страшной в истории войны, в 42—43-м, в 7-й армии полторы тысячи красноармейцев приговорили к расстрелу. Особисты уничтожили целый полк собственной армии.


«Провести надлежащее расследование по этим делам, — докладывал вождю Щербаков, — не представляется возможным, так как осужденные расстреляны».


Вот какими методами сооружались дела, за которые давали ордена и звездочки на погоны. Протест командарма Крутикова — редкость. Мало кто из военачальников на такое решался. В годы войны органами СМЕРШ был арестован сто один генерал и адмирал. Двенадцать умерли во время следствия. Восемьдесят один был осужден. Впоследствии их оправдали. Но с того света люди не возвращаются…


А после победы затеяли липовые дела против командования флота, лучших артиллеристов и летчиков страны. Попутно выбивали из них показания на маршала Жукова. За каждым его шагом следили. Повсюду, даже в спальне, установили аппаратуру прослушивания. Из ближайшего окружения Жукова взяли больше семидесяти человек. Одним из них был Герой Советского Союза генерал-лейтенант Владимир Крюков. Арестовали его жену Лидию Русланову, замечательную исполнительницу русских народных песен.


Следователь предупредил Крюкова:


— Ты уже не генерал, а арестант, станешь запираться — будем бить как сидорову козу.


Крюков возразил:


— Я еще подследственный, и из генералов меня не разжаловали.


Следователь подвел его к окну и сказал:


— Вот видишь там народ? Вот они подследственные. А ты уже осужден. От нас на свободу возврата нет. От нас дорога только в лагерь.


Крюкова доставили к Абакумову. Тот предупредил:


— Будешь упорствовать — искалечим на всю жизнь.


Как выразился митрополит Илларион, Сталин был «чудовищем, духовным уродом, который создал жуткую, античеловеческую систему управления страной, построенную на лжи, насилии и терроре».


Когда Абакумова после смерти Сталина судили, Генеральный прокурор СССР Роман Руденко сказал:


— Я не хочу расшифровывать некоторые формы пыток, с тем чтобы не унижать достоинство тех лиц, к которым они применялись…


До ареста Абакумов жил в огромной квартире на втором этаже особняка в Колпачном переулке площадью в триста квадратных метров. Чтобы здесь мог с комфортом разместиться начальник СМЕРШ, выселили шестнадцать семей. Проводившие обыск недавние подчиненные Абкумова долго описывали невиданное в разрушенной войной стране имущество — мебельные гарнитуры, холодильники, которых еще не было в Москве, тринадцать радиоприемников и радиол, тридцать наручных часов, сто пар обуви, чемодан подтяжек, семьдесят восемь ваз, множество фотоаппаратов, столового серебра, тканей...


Не поворачивается язык назвать Абакумова и его подручных героями Великой Отечественной. Это равносильно оскорблению памяти погибших на войне. Но нельзя обижать и тех сотрудников особых отделов и чекистов, кто честно сражался на передовой, кого со смертельно опасным заданием перебрасывали за линию фронта.


Остается только одно. Не отгораживаться от прошлого, не говорить: хватит копаться в истории! Напротив, изучать болезненные узлы отечественной истории, дабы разобраться и наконец отделить преступников от героев. Всем воздать должное. Одним — вечную славу, другим — проклятие и презрение.





материал: Леонид Млечин

газетная рубрика: СВОБОДНАЯ ТЕМА

теги: смерш, война, история, сталин Московский Комсомолец № 26240 от 28 мая


http://www.mk.ru/specprojects/free-theme/article/2013/05/27/860266-smersh-komu-besslave-a-komu-bessmerte.html http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

понедельник, 27 мая 2013 г.

В Приэльбрусье завершился фольклорный фестиваль "Алтын Майдан Эльбрус"




март 31 2012, 07:00



Гран-при международного фестиваля этнического искусства "Алтын Майдан Эльбрус", который завершился 29 марта в Кабардино-Балкарии, получил детский фольклорный ансамбль «Сармат» из Северной Осетии.


Напомним, что фестиваль открылся в понедельник, 26 марта, в пансионате "Чегет" в Приэльбрусье, и был приурочен ко Дню возрождения балкарского народа, который отмечается 28 марта.


«Фольклорный фестиваль "Алтын Майдан Эльбрус" - это возможность передать будущему поколению историю культурных традиций разных народов и, что самое главное, сохранить дружбу народов», - заявил председатель жюри фестиваля, заслуженный артист РФ исполнитель эстрадных песен Бисер Киров.


В течение всей недели в рамках фестиваля проходили концерты, мастер-классы, выставки и дегустация блюд национальной кухни.


В День возрождения балкарского народа 28 марта на поляне «Чегет» была представлена концертная программа «Карусель дружбы», в ходе которой русскоязычный коллектив «Россичи» исполнил песню на балкарском языке «Минги тау». Коллективами-участниками фестиваля были исполнены танцы и песни разных народов.


В фойе пансионата «Чегет» была проведена открытая шестидневная выставка народно-прикладного искусства, которая сопровождалась дискотекой и национальным дефиле – «Театр национальной моды».


В номинации "хореография" победителем стал ансамбль народного танца "Бонварнон" из Республики Северная Осетия-Алания. В номинации "вокал" первое место заняла Зилия Бахтиева из Республики Башкортостан. В номинации "Музыка" победил фольклорный вокально-инструментальный ансамбль "Уьуор-тайук" из Республики Якутия-Саха.


Творчество всех коллективов было высоко оценено членами жюри. Каждому коллективу и исполнителю были вручены специальные призы и почетные грамоты по различным номинациям.


На гала-концерте фестиваля выступил Бисер Киров, исполнив свои хиты «Птица счастья», «Моя Болгария», «Дождь».


«Фестиваль «Алтын Майдан Эльбрус» стал доброй традицией, и мы планируем проводить его ежегодно. Искренне надеемся, что количество и география участников станет намного шире, а фестиваль будет сплачивать народы и народности России, ближнего и дальнего зарубежья у подножия величественной горы Эльбрус», - сказал глава местного самоуправления поселка Эльбрус Исмаил Отаров на закрытии фестиваля.


Фестиваль был организован администрацией Эльбрусского района, общественной организацией "Эльбрусоид", а также Министерством культуры КБР.


Впервые фестиваль "Алтын Майдан Эльбрус" состоялся в 2010 году. Его планировали сделать традиционным, однако следующий 2011 год в Приэльбрусьепрошел под знаком КТО. Даже сейчас, после отмены КТО, многие приглашенные отказались от поездки, сказала одна из организаторов фестиваля Гамира Гадельшина.


http://kabardino-balkaria.kavkaz-uzel.ru/articles/204032/


http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

Для национальной программы кинофестиваля «Кыргызстан — страна короткометражных фильмов» отобраны 15 фильмов кыргызских режиссеров








6 декабря 2011, 11:31



CA-NEWS (KG) - Комиссия международного кинофестиваля стран СНГ, Балтии и Грузии «Кыргызстан — страна короткометражных фильмов» отобрала для национальной программы 15 короткометражных фильмов кыргызских режиссеров.


Как сообщили организаторы, право показать свой фильм на международном фестивале кино завоевали 15 отечественных режиссеров, снявших картины в 2011 году:

1) «Саз», реж. Бусурман Одуракаев, НК «Кыргызфильм» имени Т.Океева, 2011;
2) «Старик», реж. Марат Алыкулов, НК «Кыргызфильм» имени Т.Океева, 2011;
3) «Бакыт», реж. Тынчтык Абылкасымов, НК «Кыргызфильм» имени Т.Океева, 2011;
4) «Башня», реж. Айдос Токтобаев, Фонд Развития Кинематографа и КТУ «Манас», 2011;
5) «Мелдеш», реж. Нурлан Разакулов, Фонд Развития Кинематогрфа, 2011;
6) «Эпос», реж. Гани Кудайберген, НК «Кыргызфильм» имени Т.Океева и КТУ «Манас», 2011;
7) «Байпак», реж. Арген Кенеш, КТУ «Манас», 2011;
8) «Кайрат», реж. Венера Джаманкулова, киностудия «Айтыш Фильм», ИА АКИpress, проект «Кыргызстан – страна Короткометражных Фильмов», 2011;
9) «Неоконченные сны», реж. Тынчтык Акималиев, киностудия «Айтыш Фильм», проект «Кыргызстан – страна Короткометражных Фильмов», 2011;
10) «Жамгыр», реж. Айгуль Баканова, киностудия «Айтыш Фильм», проект «Кыргызстан – страна Короткометражных Фильмов», 2011;
11) «Трое под дождем», реж. Айбек Дайырбеков, проект «Кыргызстан – Страна Короткометражных Фильмов», 2011;
12) «Бабье лето», реж. Нурлан Абдыкадыров, киностудия «Айтыш Фильм», проект «Кыргызстан – Страна Короткометражных Фильмов», 2011;
13) «Граница», реж. Асан Айтыкеев, «Кыргызтелефильм» имени Д. Садырбаева, 2011;
14) «Хлеб, чай, игрушка», реж. Каната Сартов, проект «Кыргызстан – Страна Короткометражных Фильмов», 2011;
15) «Кардиограмма», реж. Жуманазар Койчубеков, Студия Эрнеста Абдыжапарова, 2011.


Все фильмы игровые. Фильмы будут показаны в кинотеатре «Манас» 12-15 декабря.


Призовой фонд фестиваля — 500 тыс. сомов.


Между тем, как отмечают в оргкомитете фестиваля, список фильмов на международный конкурс, будет обнародован завтра. Каждая страна может представить по одному фильму.


Кинофестиваль проводится Союзом кинематографистов Кыргызстана и фондом «Айтыш» при поддержке Фонда Гуманитарного сотрудничества стран СНГ (Москва).http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode


http://ca-news.org/news/845691

СЕРЕБРЯНЫЕ МЕДАЛИ ЗАВОЕВАЛИ РОССИЙСКИЕ ФИГУРИСТЫ НА ЧЕМПИОНАТЕ МИРА









31 марта 2012 | 07:12

Сегодня ночью в соревнованиях спортивных пар Татьяна Волосожар и Максим Траньков заняли второе место. Лишь немного они уступили чемпионам – немецкой паре Савченко/Шолковы. Бронзовые медали завоевал дуэт из Японии.
Сегодня на Чемпионате мира, проходящем во Франции, будут разыграны ещё два комплекта наград.http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

http://echo.msk.ru/news/873924-echo.html

"Самая большая награда — это жизнь" Иван Волонихин поговорил о Сталинградской битве с ее участником









Фотокорреспондент "Огонька" Георгий Зельма стал хроникером Сталинградской битвы. На передовой он был во время самых ожесточенных боев зимы 1942-1943 годов. Сегодня мы публикуем его малоизвестный репортаж из Сталинграда 1942 года.

Вся галерея 7



70 лет назад была пресечена отчаянная попытка вермахта спасти попавшие в окружение дивизии под Сталинградом. Исход сражения на волжских рубежах был предрешен. В архиве "Огонька" сохранились уникальные свидетельства из Сталинграда 1942-го. Разыскали мы и участников битвы

Иван Волонихин, Челябинская область

У Анатолия Николаевича Завьялова самые дорогие среди множества наград — сталинградские: медаль "За оборону Сталинграда" и орден Красной Звезды.


— Хотя на самом деле самая большая сталинградская награда — это просто жизнь, как бы она ни складывалась,— говорит Анатолий Николаевич,— потому что дороже жизни нет ничего, и страшно вспомнить, скольким людям она в Сталинграде не досталась.


А солдату Завьялову жизнь досталась такая:


— В 30-х коллективизация началась, ну и деда моего раскулачили,— вспоминает он.— Это сейчас назвали бы его фермером, а тогда на 5 человек было 100 десятин земли, 200 овец, десятка два коров да табун лошадей голов в 30. Ну, и кто после этого был мой дед? Понятно дело — кулак первостепеннейший. Отняли все, семью выслали в Свердловскую область. Отец устроился путевым рабочим. И вот как-то аккурат под Новый год приезжают к нашим баракам две машины НКВД. Из 22 квартир 18 человек забрали — тех, кто дома оказался, тех и похватали. Отца моего обвинили во вредительстве, дали 5 лет лагерей. Должен был освободиться в 43-м, да только там ему еще срок накинули, и после Вятлага его следы где-то под Соликамском затерялись, больше я его никогда не видел. Так стал я сыном "врага народа" со всеми вытекающими: и в школе доставалось от учителей и одноклассников, и потом когда в Кунгуре в техникум поступал и сдал экзамены, так меня с моими документами директор аж с матюгами выставил. Поэтому когда в ноябре 41-го повестка пришла и меня на фронт отправили, бывало нет-нет да и лезли в голову разные мысли: "За что воевать иду? За Родину? Или за ту власть, что семью нашу разорила и отца лишила? И кто о матери моей позаботится и трех сестренках младших, если меня убьют на войне этой?"




Фотокорреспондент "Огонька" Георгий Зельма стал хроникером Сталинградской битвы. На передовой он был во время самых ожесточенных боев зимы 1942-1943 годов. Сегодня мы публикуем его малоизвестный репортаж из Сталинграда 1942 года.

Вся галерея 7



— Так и воевали с мыслями такими?


— Ага, до первой бомбежки. Потом уж одна мысль была: как живым остаться? Лежишь в окопе, смотришь на бомбы, которые сверху на тебя валятся, и думаешь: ну вот эта точно твоя или вот эта, следующая.


— Как вы оказались под Сталинградом?


— В начале мая 42-го формировался танковый корпус, меня определили в инженерно-минометную роту. На скорую руку обучили саперному делу, в бане помыли да на фронт. Сначала в Саратов, а оттуда уже под Сталинград. Нам тогда еще, помню, приказ перед строем зачитали: "Ни шагу назад!" Всем под роспись. Один отказался, так его сразу в штрафную роту. Зеленые совсем еще были. Да и до Волги не все доехали — по дороге разбомбили наш эшелон, из всей роты только 23 человека до сталинградских окопов дожили. Эту бомбежку хорошо помню, потому что одна из первых. А дальше привык, что смерть в полушаге от меня ходила. Там, на Волге, когда наше наступление началось, ситуация была такая, что все оказались вперемешку, не поймешь, где немцы, где наши. Только блиндаж построили — немцы прорвались. Целая колонна: танки, бронемашины. Танки-то мы пожгли, но из всех наших только трое к утру живыми и остались. Как объяснить, что в ту ночь я уцелел в этой мясорубке? Да никак, повезло. Через несколько дней там же, под Сталинградом, довелось еще раз в атаку идти, в рукопашной сошлись. А все по милости одного командира. Мы же, как обычно, ночью все минируем, а тут уже рассветать стало, мы только с задания вернулись, как вдруг новый приказ — разминировать. Мы туда сунулись, а навстречу немцы. Они с автоматами, а мы с одной винтовкой на троих да лопатками саперными. Но одолели их. После того случая я и курить начал, чтобы чуть успокоиться, а то руки ходуном ходили. А ведь до того времени ни табак, ни водку на дух не переносил...





Анатолий Николаевич Завьялов сегодня
Фото: Иван Волонихин

После Сталинграда роте Анатолия Завьялова довелось воевать в составе Степного, Белорусского и Украинского фронтов. В 43-м в Полтавской области Завьялов получил осколочное ранение. В госпитале после лечения его зачислили в медсанбат, но он сбежал в свою часть, с которой освобождал Белоруссию, Украину, а 9 мая 45-го встретил в Прибалтике, под Ригой.


Правда, война на этом для него не закончилась — через всю страну отправили на Дальний Восток, и через несколько месяцев к боевым наградам Анатолия Николаевича прибавилась медаль "За победу над Японией".


Вернувшись с фронта в Свердловскую область к матери и сестрам, Завьялов понял, что за годы войны отношение к нему и семье не изменилось. Несмотря на ордена и медали, для окружающих он по-прежнему оставался сыном врага народа, вредителя. Тогда решил перебираться в Челябинскую область — в поселок Увельский. Нанялся сначала грузчиком, потом экскаваторщиком начал работать в местном рудоуправлении. Так и проработал на одном месте 35 лет. За безупречный труд у солдата Завьялова еще одна награда — гражданская: орден "Знак Почета".


— Помню, директор вызывает к себе. Захожу в кабинет, там они вместе с парторгом и женщиной нашей из профсоюза сидят. "Вот, Николаич, хотим тебя представить к правительственной награде. Только у тебя там что-то с биографией вроде не совсем чисто: из раскулаченных и отец был судим. Что нам с тобой делать-то?" Я говорю: "Решать вам, а только когда меня на фронт забирали, что-то биографией моей никто особо не интересовался!" Развернулся и вышел. Ну, а спустя месяца два уже наградили меня в торжественной обстановке. Сам секретарь обкома лично вручал.




Анатолий Завьялов семьдесят лет назад (справа)
Фото: фото из семейного архива

— Так, может вы и в партию потом вступили?


— Под Сталинградом нас всех в комсомольцы зачислили в добровольно-принудительном порядке. А вот в партию я вступать отказался. Схитрил, сослался на то, что по натуре своей несознательный и потому могу бросить тень на идеалы социализма. А на самом деле не смог я им простить, что они с дедом и отцом моим сотворили. А уж как меня тянули в коммунисты, это целая история. Вплоть до того доходило, что у экскаваторщика с партбилетом в кармане машина в ремонт уходила, и ему отдавали мой экскаватор. Мол, ты, Завьялов, беспартийный, вот и иди в цех ремонтируй экскаватор своего партийного товарища, а он на твоем пока поработает. Во до какого маразма дело доходило!


— А то, что вы участник войны, воевали под Сталинградом, это как-то в мирной жизни вам помогало, может, льготы какие-то получали от государства?


— Какие там льготы, что вы. Сразу после войны у нас тут мужики были или раненые, или покалеченные, мало кому удалось вернуться с фронта совсем целым-то. Поэтому отношение было самое обыкновенное. Ну, Сталинград и Сталинград. Это уже потом, спустя годы, начали говорить, что, мол, переломная битва всей Второй мировой войны, с Волги началась победа над фашизмом и т.д. Начали в школы приглашать к пионерам, рассказывать о героическом пути нашего 3-го гвардейского Сталинградского механизированного корпуса. А тогда мы, молодые еще по сути ребята, это все воспринимали по-другому: жив остался и слава богу! Теперь давай работай да семью обеспечивай. Медали-то редко надевал, стеснялся этого как-то, только на 9 мая. А уж когда Брежнева как елку всего увешали, я начал подумывать, стоит их вообще-то нацеплять, а то будут люди говорить, мол, вышел похвалиться.





Защитой нашим солдатам были искореженные металлоконструкции, руины и даже вьюга

— А вам приходилось потом еще раз бывать в тех местах, где воевали?


— Нет, ни разу не был. Я и в Москве-то за 90 лет ни разу не был. Да когда мне ездить-то было? Кто бы тогда поднимал дом, коров держал? Бабка что ли одна?! — горячится ветеран.


Бабкой Завьялов называет свою жену Александру Алексеевну, которую потерял в этом году и с которой они прожили вместе больше 60 лет.


— Она в подсобном хозяйстве зоотехником работала тут неподалеку. Приглянулась, начал ухаживать, свадьбу сыграли, а там уж жизнь так закружила, что не успели обернуться, а уже и две дочки, а там уже и внуки подоспели, а сейчас уже и правнуки вон подрастают, пять штук. Счастливую я жизнь прожил, не на что жаловаться. Была бы возможность что-то изменить, ничего бы менять не стал, чес-слово. Все так бы и оставил, только без войны, конечно. Очень уж она много горя принесла. Такого, как тогда под Сталинградом — бесконечная бомбежка, обстрелы, смерть и ужас кругом,— я бы никому не пожелал пережить...
http://www.kommersant.ru/doc/2087124?themeid=1304


http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

Кинематографистам удалили камни



Газета "Коммерсантъ", №88/П (5119), 27.05.2013




Анна Чапман пережила инцидент на премьере фильма "За канделябрами" с выдержкой настоящего разведчика
Фото: РИА НОВОСТИ

Вся галерея 2



Вчера поздно вечером состоялась торжественная церемония закрытия 66-го Каннского кинофестиваля. Подводя светские итоги, можно констатировать, что по-прежнему россияне в светских играх Лазурного побережья чувствуют себя как рыба в воде. Они не только желанные гости на многих вечеринках, но и сами их устраивают.

Конечно, среди тех, кто взял на себя смелость дать свой небольшой бал, россиян в полном смысле нет. Например, небольшой благотворительный аукцион в пользу собственного фонда дала Наталья Водянова, которая давно уже глобализована донельзя. Госпожу Водянову на ее пляжной вечеринке сопровождал бойфренд — наследник империи LVMH Антуан Арно. Впрочем, большинство гостей, которые могли в этот вечер немного размяться перед главным аукционом Каннского кинофестиваля, знаменитым Cinema Against AIDS фонда amfAR, составляли звезды московского бомонда. За лоты аукциона боролись управляющий директор Marshall Group Сергей Азатян и его супруга Татьяна, баскетболист Андрей Кириленко, модель Елена Кулецкая, журналисты Наталья Лучанинова и Евгений Заболотный.


Другая русскоязычная дама — Гога Ашкенази, устроившая вечеринку в честь принадлежащего ей модного дома Vionnet, носит звание "казахская принцесса". По крайней мере на ПМЖ в Лондон она перебралась именно из Казахстана и с внушительным приданым. По слухам, состояние госпожа Ашкенази получила не по праву наследования, а в ранге "второй жены влиятельного человека". Несмотря на пул русских подруг и многолетнее заигрывание с московским светом, на вечеринке госпожи Ашкенази преобладали уже европейские джетсеттеры. А развлекал гостей корейский артист, известный как PSY.


Он же стал одним из самых фотографируемых гостей на вечеринке In Love With Cinema ювелирного дома Chopard. Даже актрисе Уме Турман досталось меньше внимания, чем исполнителю "Gangnam Style". Мероприятие прошло на легендарной яхте Savarona, некогда принадлежавшей основателю Турецкой Республики Мустафе Кемалю Ататюрку. Плавсредство было спущено на воду в 1931-м, так что некоторые гости вечера отмечали, что по сегодняшним меркам лодка выглядит довольно скромно. Поскольку гостями этого вечера были исключительно крупные и очень крупные клиенты ювелирного дома, отобранные лично сопрезидентом Chopard Каролиной Шойфеле, их высокомерие в отношении Savarona можно понять. "Наша яхта выглядит лучше!" — прямолинейно отметила супруга основного акционера СУЭК Андрея Мельниченко Сандра. Сам господин Мельниченко в ответ на ее слова лишь умиленно улыбнулся. Кроме господина Мельниченко в список крупных клиентов Chopard каким-то образом попала депутат Госдумы Мария Кожевникова, а также бывший владелец Московского гольф-клуба Игорь Малышков. "Мы уже два года как переехали в Монако и, если честно, совсем не скучаем,— говорила его супруга Ольга.— А как там в Москве?"


Другой традиционный большой ювелирный ужин состоялся на следующий вечер. В этом году вечеринка De Grisogono вышла за пределы ресторана Eden Roc: на пальмовой аллее отеля Du Cap посадили гостей и оркестр, чтобы максимально торжественно продемонстрировать свежие бриллианты всех цветов и размеров. Только после этого начался ужин уже внутри ресторана. Там блистали актриса Шарон Стоун и многие мировые топ-модели. Госпожа Стоун прибыла на ужин прямо с премьеры фильма Стивена Содерберга "За канделябрами", на котором произошел конфуз с телеведущей и бывшей шпионкой Анной Чапман. Госпожа Чапман заняла почетное место в третьем ряду, которое ей явно не предназначалось. Незадолго до начала фильма к телеведущей подошли охранники и вывели ее из зала. Анна Чапман продолжала улыбаться, будто ничего страшного не происходит.


Чтобы обнаружить в Eden Roc актера Леонардо Ди Каприо, требовалось проявить большое внимание: он попросту загородился от всех собственной мамой и большим канделябром. Ни от кого не скрывался бизнесмен Николай Саркисов в футболке с Микки-Маусом. Напротив, он явным образом наслаждался вновь обретенным статусом свободного мужчины. Ближе к финалу вечера он позировал уже вместе с моделью Викторией Сильвстедт. На этом вечере чету Мельниченко также принимали как весьма дорогих гостей — госпожу Стоун, главную звезду вечера, посадили за стол именно к ним. Первый раз за много лет на мероприятии Фаваза Груози не была замечена дипломат и поэтесса Гульнара Каримова, зато впервые пришла главред "Баку" Лейла Алиева.


Оба дома, Chopard и De Grisogono, в этом году пострадали от воров. Когда вскрыли сейф сотрудника Chopard и вытащили оттуда украшений на $3 млн, общественность сошлась на том, что это такой пиар. Когда из Du Cup вынесли колье De Grisogono стоимостью $2 млн, это уже не было похоже на шутку.


Тем временем госпожа Стоун продолжила блистать уже на аукционе amfAR. После двухлетнего перерыва, связанного то со здоровьем, то со съемками, она вновь взялась вести это шоу, и, надо сказать, ее возвращение резко и положительно сказалось на ходе торгов (цифра сборов пока уточняется). Сама же актриса во время дефиле, посвященного Элизабет Тейлор, предстала перед публикой в собственном, ставшем легендарным образе из "Основного инстинкта". И этот удар по кошелькам благотворителей был подобен по силе и меткости удару ножом для колки льда.
http://kommersant.ru/doc/2198088


http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

воскресенье, 26 мая 2013 г.

День в истории. Краткие хронографические наблюдения. 28 мая



На делах человеческих – личные печати тех, кто их совершил

2012-05-28 / Петр Спивак

календарь, история / Странная судьба у его поэтического наследия. Догадывался ли о ней он сам?  
Неизвестный автор. Портрет Томаса Мура. Национальная портретная галерея. Лондон
Странная судьба у его поэтического наследия. Догадывался ли о ней он сам?
Неизвестный автор. Портрет Томаса Мура. Национальная портретная галерея. Лондон
На делах человеческих – личные печати тех, кто их совершил. И на наших лицах – обратный свет содеянного. Казалось бы, все ясно. Но это схема, равновесие здесь наблюдается редко.
Русский скульптор Федот Шубин, родившийся 28 мая 1740 года (ум. 1805), известен прежде всего портретными бюстами. Его герои – видные деятели века Просвещения. Ломоносов, Румянцев-Задунайский, Потемкин-Таврический, Павел I... Но на нынешней дистанции времени то и дело ловишь себя на ощущении: все словно слиплись в некую условную обобщенную фигуру.
Даже имя автора художественного произведения иногда стирается и оттесняется тем, что он создал, как будто перед нами фольклор. Так произошло в России с английским поэтом Томасом Муром, который родился 28 мая 1779 года (ум. 1852). Легче легкого провести его по ведомству реакционного романтизма, как принято было у нас именовать это течение. Ну да, столкновение с прогрессом (особенно американского образца: в Новом Свете Мур побывал, испытал эстетический и социокультурный шок), идеализация Востока и прошлого как реакция на это. Но по крайней мере два момента усложняют картину.
Во-первых, Мур – поэт не только английский, но и ирландский. Романтизм его окрашен в ирландские цвета, он вырастает из католического контекста. «Ирландские мелодии» – наиболее известный сборник стихов Мура. А во-вторых, есть у него стихотворение, которое знают у нас решительно все, а вот имя автора назовут немногие. Это «Вечерний звон», который в вольном переводе Ивана Козлова стал популярной русской песней и не раз обыгрывался в литературе и в кино, да и не только там.
Еще один случай – не анонимности, нет, но все-таки потускнения индивидуальности. 28 мая 1759 года появился на свет соотечественник Мура – Уильям Питт Младший (ум. 1806), человек, ставший премьер-министром Великобритании в 24 года. Добавление «Младший» совершенно необходимо: он был сыном Уильяма Питта Старшего (1708–1778), еще более видного государственного деятеля, занимавшего ту же должность. И вот, как нарочно, столкновение соседей по календарному листку: Питт Младший подавил восстание ирландцев, добивавшихся независимости. При этом, надо отдать ему должное, попытался улучшить положение Ирландии, но успеха не добился. В итоге – что тот Питт, что этот...
А теперь перенесемся в недалекие от нас времена. 28 мая 1925 года родился советский и российский литературовед Юрий Борев, самая яркая и известная часть творчества которого – «Сталиниада», собрание фольклора недавних десятилетий, прежде всего, по терминологии самого Борева, фольклора интеллигентского. Оксюморонное понятие, сочетание несочетаемого, – но никуда не денешься, это реальность. Поговорки и анекдоты на политические темы – о Сталине и вообще о советском образе жизни. Эпиграф к книге – разговор мальчика с отцом: «Папа, кто такой Сталин? – Наш вождь. – А я думал, вожди бывают только у дикарей...»
И еще одна биография из тех же времен, и тот же эффект: автор в тени, а сотворенное им – на слуху. День в день с Юрием Боревым родился поэт-фронтовик Григорий Шурмак (ум. 2007). Ему принадлежит стихотворение «Побег». Помните? «По тундре, по железной дороге, /Где мчится курьерский / «Воркута – Ленинград», /Мы бежали с тобою, ожидая тревоги, /Ожидая погони и криков солдат...»
Вот такой бывает «вечерний звон».
В заключение напомню о двух событиях, помеченных опять-таки анонимностью.
28 мая 1756 года был изобретен майонез. Придумал его повар герцога Ришелье на острове Менорка во время Семилетней войны. Название – от города Маон, где готовили обед для герцога. Имя повара в отсутствие сливок приготовившего новое кушанье осталось неведомо.
28 мая 1961 года английский юрист Питер Бененсон опубликовал в газете «Обсервер» статью «Забытые узники», положившую начало созданию «Международной амнистии». Статья была о двух португальских студентах, арестованных после того, как подняли тост «За свободу!». Все тот же эпитет. Узники – забытые http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode  http://www.ng.ru/historyday/2012-05-28/12_day.html
Подробнее:http://www.ng.ru/historyday/2012-05-28/12_day.html

Второй теннисный турнир серии Большого Шлема-2013 стартует в Париже







01:4126.05.2013108
Открытый чемпионат Франции по теннису, второй в сезоне турнир серии Большого Шлема, стартует в воскресенье, 26 мая, в Париже. В соревнованиях примут участие 13 представителей России - восемь женщин и пять мужчин.Материал

Eщё по теме: 2
Теги: 9
Комментарии:

© AFP 2013/ THOMAS COEX

МОСКВА, 26 мая — Р-Спорт. Открытый чемпионат Франции по теннису, второй в сезоне турнир серии Большого Шлема, стартует в воскресенье, 26 мая, в Париже. В соревнованиях примут участие 13 представителей России — восемь женщин и пять мужчин.


© Getty Images\Fotobank.ru/ Jasper Juinen
Мария Шарапова

Из восьми российских теннисисток пять вошли в число сеяных. Титул победительницы "Ролан Гаррос" предстоит защищать второй ракетке мира Марии Шараповой. На старте соревнований россиянка сыграет против Си Сувэй из Тайваня. Надежда Петрова (11) в первом круге сразится с пуэрториканкой Моникой Пюиг. Соперницей Марии Кириленко (12) стала бывшая соотечественница Нина Братчикова, ныне выступающая за Португалию. Анастасия Павлюченкова (19) в первом раунде сыграет с чешкой Андреа Главачковой.

Жребий свел в стартовом круге победительницу турнира 2009 года Светлану Кузнецову с Екатериной Макаровой (22). Не повезло и Елене Весниной, которой в первом раунде выпало играть против третьей ракетки мира белоруски Виктории Азаренко. Соперницей Ольги Пучковой в первом круге стала Петра Цетковская из Чехии.

Фаворитками турнира традиционно считаются первые номера мирового рейтинга — американка Серена Уильямс (1), Шарапова, Азаренко, финалистка "Ролан Гаррос-2012" итальянка Сара Эррани (5). Полька Агнешка Радваньская (4), несмотря на то, что неудачно выступила на представительном турнире в Риме (проиграла во втором круге), также входит в число претенденток на победу. Однако самые высокие шансы на триумф в Париже специалисты отдают Серене Уильямс, которая в Риме без видимых проблем оформила победу, разгромив в финале Азаренко (6:1, 6:3). Открытый чемпионат Франции американка выигрывала лишь один раз, произошло это в 2002 году.

В мужской части турнира лишь Михаил Южный вошел в число сеяных игроков и выступит под 29-м номером. В первом круге россиянин сыграет против испанца Пабло Андухара. Дмитрий Турсунов сразится с Александром Долгополовым (22) из Украины. Соперником Андрея Кузнецова в первом раунде стал американец Райан Харрисон. Николай Давыденко сыграет против француза Флорана Серра, а Дмитрий Донской — с немцем Яном-Леннардом Струффом, пробившимся в основную сетку через квалификацию.



Основным претендентом на победу на протяжении последних восьми лет считается испанец Рафаэль Надаль (3). Семикратный победитель турнира начнет защиту титула матчем против немца Даниэля Брандса. О своих притязаниях на победу в Париже Надаль заявил неделю назад в столице Италии, взяв верх в финале над швейцарцем Роджером Федерером (6:1, 6:3).


© Getty Images\Fotobank.ru/ Jasper Juinen/Getty Images
Михаил Южный

Первая ракетка мира серб Новак Джокович в Риме дошел только до четвертьфинала, где проиграл чеху Томашу Бердыху (5). Еще одним фаворитом "Ролан Гаррос"-2013 является испанец Давид Феррер (4), который в Риме в 1/4 финала проиграл Надалю. Год назад на Открытом чемпионате Франции Феррер дошел до полуфинала, где также непреодолимым барьером для него стал Надаль.

Женский финал второго в сезоне турнира серии Большого Шлема состоится 8 июня, победитель среди мужчин определится в заключительный день соревнований — 9 июня.



РИА Новости http://ria.ru/sport/20130526/939492621.html#ixzz2UMSeqd4C




http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

суббота, 25 мая 2013 г.

Победитель каннского "Особого взгляда" посвятил приз Джафару Панахи





22:5125.05.2013 (обновлено: 22:53 25.05.2013)62
Обладателем Гран-при второй по значимости конкурсной программы Каннского кинофестиваля "Особый взгляд" стал камбоджийский режиссер Рити Панх с фильмом "Ошибка изображения".Материал


© Фото: Internationale Filmfestspiele Berlin



КАНН, 25 мая — РИА Новости. Обладателем Гран-при второй по значимости конкурсной программы Каннского кинофестиваля "Особый взгляд" (Un Certain Regard) стал камбоджийский режиссер Рити Панх (Rithy Panh) с фильмом "Ошибка изображения" (L'image Mahquante), объявили в субботу вечером со сцены зала Дебюсси Дворца фестивалей члены жюри программы.

Читайте дневники Каннского кинофестиваля на сайте проекта Weekend >>

Свою награду режиссер посвятил иранцу Джафару Панахи, обладателю призов Каннского, Венецианского и Берлинского кинофестивалей. В марте 2010 года режиссер был арестован и осужден за антиправительственную деятельность. На данный момент Панахи находится под домашним арестом, ему на 20 лет запретили создавать новые фильмы, писать сценарии, общаться с журналистами и выезжать из страны.

Специальный приз жюри программы "Особый взгляд" под руководством датского режиссера Томаса Винтерберга достался экзистенциальной драме из Палестины "Омар" Хани Абу-Ассада (Hany Abu-Assad). Награду за лучшую постановку получил француз Алан Гироди (Alain Guiraudie), представлявший в конкурсе картину "Незнакомец у озера" (L'inconnu Du Lac), рассказывающую о любви двух мужчин. Актерскими наградами жюри отметило юных актеров Брэндона Лопеса (Brandon Lopez), Родольфо Домингеса (Rodolfo Dominguez) и Карен Мартинес (Karen Martinez), сыгравших в фильме режиссера Диего Кумада-Диеза (Diego Quemada-Diez) "Золотая клетка" (La Jaula De Oro) подростков, которые уезжают из Гватемалы в надежде добраться до США. Открытием фестиваля жюри "Особого взгляда" признало американского режиссера Райана Куглера (Ryan Coogler), снявшего криминальную драму "Станция Фруитвелль" (Fruitvale station).

Всего в программу "Особый взгляд" в этом году входило 18 картин, в числе которых были "Славные ублюдки" (Les Salauds) Клер Дени, "Норте, конец истории" (Norte, Hangganan Ng Kasaysayan) Лава Диаза, "Мой милый Пепперлэнд" (My Sweet Pepperland) Хинера Салема, "Когда я умирала" (As I Lay Dying) Джеймса Франко и другие работы.

http://ria.ru/culture/20130525/939483013.html

http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

Работы Сурикова, Поленова и Петрова-Водкина выставят на торги в Москве


02:1225.05.2013 (обновлено: 02:16 25.05.2013)72
Одним из топ-лотов станет раннее жанровое полотно Василия Поленова "Среди учителей", которое он создал в Риме во время своей пансионерской поездки (эстимейт 3,6-4,5 миллиона рублей).



© Фото: ОАО "Российский аукционный дом"



МОСКВА, 25 мая — РИА Новости, Мария Ганиянц. Работы российских художников первого эшелона, в том числе эскизы Василия Сурикова, картины Василия Поленова и рисунок Кузьмы Петрова-Водкина, выставят на очередные торги Российского Аукционного дома, которые пройдут в субботу в Москве, сообщили представители аукциона.

Одним из топ-лотов станет раннее жанровое полотно Василия Поленова "Среди учителей", которое он создал в Риме во время своей пансионерской поездки (эстимейт 3,6-4,5 миллиона рублей). Его же пейзаж "Курган" оценили гораздо дешевле, в 1 миллион рублей.

Непременным участником почти всех торгов русского старого искусства является Константин Маковский: нынешние торги тоже не обойдутся без его миловидной "Боярышни" (эстимейт 6-7,5 миллиона рублей). Небезынтересна и представленная на аукционе графика: трогательный карандашный набросок Петрова-Водкина "Комиссар" оценили в 750 тысяч — 1 миллион рублей, а акварель Волошина "Киммерия при лунном свете" — всего в 120-180 тысяч рублей. Акварельный эскиз Сурикова к знаменитому полотну "Меньшиков в Березове" (1883 год, ГТГ) оценили в 90-120 тысяч рублей. Это набросок Марии, дочери свергнутого фаворита.

Ювелирный раздел, по традиции, не обошелся без Фаберже: на торги выставлена брошь "Цветок" с изумрудами, алмазами и бриллиантами, за которую просят сумму, довольно гуманную для этого переоцененного на антикварном рынке бренда — всего 300-360 тысяч рублей.

РАД, который довольно мощно вышел на московский рынок, в последнее время не отличается громкими продажами, хотя на его аукционы и попадают вещи музейного уровня.

http://ria.ru/culture/20130525/939378558.html

http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode