Избранное сообщение

понедельник, 24 декабря 2012 г.

Работа над ошибками





Председатель Госдумы Сергей Нарышкин: что дал России год истории




200-летие Бородинской битвы отмечалось широко. Но история — это не просто череда памятных дат и событий
Фото: Mikhail Metzel/AP

Вся галерея 2



2012 год был объявлен в нашей стране годом истории. Что она значит для сегодняшней России?

Сергей Нарышкин, председатель Государственной думы

Инициаторами проведения года российской истории выступили ученые, насчитавшие чуть ли не три десятка исторических юбилеев, выпавших именно на 2012 год. Наиболее значимые из них — 1150-летие зарождения нашей государственности, 400-летие избавления страны от Смуты, 200-летие Бородинской битвы.


Эти события — судьбоносные не только для России. Они изменили ход мировой истории. И праздновались действительно широко, достойно.


И все же приходится признать, что, несмотря на целое множество проведенных акций, в нашей многомиллионной стране далеко не все знают про год истории и уж тем более понимают его главную цель. Таковой, на мой взгляд, является воспитание исторического сознания. Не просто зубрежка дат, имен монархов и полководцев, а понимание причин, вызвавших те или иные события, умение самостоятельно оценивать предпринятые тогда действия и их последствия для нашей страны, всего мира, для судеб людей. Если мы не хотим вновь и вновь наступать на "грабли истории" — именно такую задачу нам сегодня надо ставить и решать. Не жалея ни денег, ни времени, ни наших душевных сил. В противном случае это обернется многократными потерями, как было в истории уже не раз.


Вы скажете: но как можно повлиять на поколение, выросшее в условиях качественно иного устройства мира информации, знания которого подчас несистемны и фрагментарны, как содержание многих интернет-сайтов? Ведь даже диалог студентов сегодня нередко напоминает посещение блога, а их курсовые работы не очень отличаются друг от друга или от текстов, размещенных на знаменитом сайте "5 баллов". Однако откуда им взять другие, системные знания — неужто из популярных, но зачастую далеких от исторической правды романов, тенденциозных телесериалов и кинолент? Наконец, где найти учителей, которые в последние 20 лет не были бы вынуждены искать достоверный материал в противоречащих друг другу учебниках?


Я ничего не имею против детективов и беллетристики, но они хороши, когда всем доступны и другие, более "скучные" источники. Не вместо, а вместе. И я уж вовсе не сторонник показного патриотизма, привитого школьной муштрой с примерами, "выбеленными" до идеологической слепоты. Но мне не нравится, что гуманистическое представление о личности и о безусловно значимых для ее развития чувствах и переживаниях все больше размывается. Не нравится, что наши дети при изучении истории начинают пользоваться уже новыми штампами и клише. Что они становятся носителями бессистемных фактов, не связываемых уже ничем. И порой отвечают на вопросы по "ключевым словам", которые запомнились им из варварски ужатых переложений научных трудов или литературных шедевров. Наконец, мне не нравится, что их молодые педагоги (видимо, стараясь "не отстать") порой подстраиваются под логику этого поколения, поскольку системных знаний им тоже не хватает.


У меня в этой связи вопрос: если так называемая марксистско-ленинская методология изучения всех гуманитарных наук провалилась еще 20 лет назад, то почему на ее месте выросло все, что угодно, но не современные подходы к исследованию философии, истории, культуры?


Я знаю, что похожие вопросы задают себе многие из тех, кто изучал гуманитарные науки как науки. И это они ностальгически погружаются сейчас в научно-познавательные сериалы на канале "Культура" и с удовольствием слушают академические лекции. Причем лекции самые разные, вплоть до тех, в которых ничего не понимают. Ведь их завораживает не голос профессора, не загадочные таблицы и диаграммы и даже не его лекторская свобода, а как раз умение профессионально работать с аргументами, умение заинтересованно и взаимоувязанно подать свой материал...


Пару месяцев назад на встрече с зарубежными историками меня поразило одно откровение, прозвучавшее от признанного светила мировой науки. Суть его сводилась к следующему: мы просто беспомощны перед кнопкой клавиатуры, которую любому подростку стоит лишь нажать, чтобы почувствовать себя всезнайкой. Причем спорить с ним порой так же бесполезно, как и с государственными людьми, которые сегодня не замечают и практически свели на нет научную экспертизу... Выходит, историки больше никому не нужны?


Подозреваю, что мы не первое поколение, которое сталкивалось с похожими проявлениями научного нигилизма. И если поглубже заглянем в историю, то наверняка увидим, чем это каждый раз заканчивалось.




Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Считаю, мы просто не имеем права подходить к той черте, за которой может начаться распад исторического сознания. А ведь он угрожает разрушением самой структуры наших национальных ценностей (или, как сейчас принято говорить, "смыслов"). И элиты, и все общество обязаны отчетливо видеть такие стратегические риски для национальной безопасности. И только так мы не заблудимся в реалиях современного мира и успешно проведем назревшее обновление самых разных сторон жизни современного российского общества.


К примеру, идея о формировании Императорского Русского исторического общества (а его создали в 1866 году) отнюдь не случайно возникла в эпоху Великих реформ Александра II. Тогда модернизация тоже коснулась многих сфер государственной и общественной жизни. Но для того, чтобы не совершать ошибок, начали поощрять глубокое обращение к национальной истории. Уже в те времена в этом видели источник и опору начатых преобразований.


Мы возродили в этом году Российское историческое общество, которое было ликвидировано после революции 1917 года. И не в последнюю очередь для того, чтобы в период преобразований наше общество лучше знало главные уроки своей истории.


Вот почему я не считаю, что надо просто ждать развития событий. Нам надо формировать историческое сознание. Не навязывать его, а учить видеть взаимосвязи там, где они каждому новому поколению кажутся новыми. Да, все в истории уже было... Однако эту доведенную до штампа аксиому надо суметь донести так, чтобы ее хотелось открыть заново.


Уверен, у нас это получится. А год российской истории — с перелистыванием календаря — для всех нас не закончится. Впереди еще очень много работы.


http://www.kommersant.ru/doc/2092555


http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

пятница, 14 декабря 2012 г.

Вышла премьера двухсерийного документального фильма, посвященного 1150-летию образования Руси





2012-12-14


«РЮРИК. ПОТЕРЯННАЯ БЫЛЬ». В среду, 12 декабря, в вечернем эфире РЕН ТВ вышла премьера двухсерийного документального фильма сатирика Михаила Задорнова, посвященного 1150-летию образования Руси. Откуда есть и пошла земля русская? Кто были наши предки? Кем был Рюрик – основатель государства Российского? Задорнов уверен, что нашел ответы на свои вопросы. В фильме прозвучали его сенсационные и спорные заявления о том, что нормандская теория происхождения Руси – ложь, именно славянские племена стояли у истоков европейских цивилизаций, а историческая правда в России с XVIII века сознательно искажалась историками-немцами. Автор называет свой фильм народным, поскольку он был снят на деньги, собранные через Интернет.

http://antrakt.ng.ru/tv/2012-12-14/10_premieres.html

http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

четверг, 13 декабря 2012 г.

Фильм задержан после допроса режиссера




Авторы фильма «Срок» о российской оппозиции продолжат работу над ним, но больше не будут выкладывать «протестное» видео в соцсети из-за допросов режиссера проекта в СК



Из-за обыска и допросов Павла Костомарова, авторы фильма об оппозиции «Срок», больше не будут делиться своими съемками в Интернете


Фотография: Фадеичев Сергей/ИТАР-ТАСС12.12.2012, 19:05 | Мария Макутина



Онлайн-проект «Срок», посвященный российской оппозиции, временно приостановлен из-за обысков и допросов его режиссера Павла Костомарова, проходящего свидетелем по делу о беспорядках 6 мая. Документалист, которого 13 декабря вызывают на новый допрос в СК, сообщил «Газете.Ru», что съемки большого фильма продолжатся, в том числе на «Марше свободы» 15 декабря, но делиться ими в соцсетях «авторы уже не будут».

Авторы документального фильма «Срок», посвященного деятельности российской оппозиции, заявили, что из-за обыска и допросов режиссера проекта Павла Костомарова больше не будут делиться своими съемками в интернете. При этом работа над самим фильмом будет продолжена. Режиссер уже вызван на новый допрос 13 декабря.

Фрагменты будущего фильма Костомаров с мая 2012 года выкладывал на своей странице в «Живом журнале» и видеохостинге YouTube. 7 декабря рано утром к нему с обыском пришли следователи, которые сообщили ему, что он проходит свидетелем по делу о беспорядках на Болотной площади 6 мая, и конфисковали видеоматериалы. Позже 10 декабря режиссера вызвали на допрос в СК.

«События последних дней, связанные с допросом Павла Костомарова и обыском у него дома, серьезно повредили нашему проекту, нарушив главный принцип качественной документалистики: автор не должен быть участником событий. В связи с этим онлайн-проект «Срок» временно приостановлен. О его дальнейшей судьбе и о планах его создателей мы сообщим в самое ближайшее время», — сообщается от имени создателей проекта журналиста Алексея Пивоварова, режиссеров Александра Расторгуева и Павла Костомарова в ролике, выложенным в YouTube 12 декабря.

Расторгуев пояснил, что это сделано для того, чтобы «не подставить героев нашего кино».

«Мы снимаем документальное кино, оно схватывает жизнь, в которой лишнее слово не является проблемой. Но то же самое лишнее слово, если становится материалом уголовного дела, может навредить человеку. Что ставит под сомнение главный принцип документалистики — «не навреди», — приводит слова Расторгуева РИА «Новости».

Последний ролик проекта, выложенный в соцсетях, был посвящен как раз таки событиям, связанным с допросом Костомарова в Следственном комитете 10 декабря. На видео Костомаров говорит журналистам после допроса: «Нам нанесен существенный урон, я считаю, и мы должны оценить его степень, понять, что мы должны дальше делать, потому что, возможно, придется какие-то отношения с героями фильма налаживать заново или… В общем, я не знаю. Мы будем думать о том, что будет со «Сроком» дальше».

«Для того чтобы сделать хороший документальный фильм, необходимо установление деликатных, доверительных и неформальных отношений между авторами и героями, но когда в отношения вмешивается третья сила, которая может забрать материалы для уголовного дела, о каком доверии может идти речь?» — сказал Пивоваров.

Сам Павел Костомаров сообщил «Газете.Ru», что он и его коллеги продолжат съемки и работу над фильмом о российской оппозиции.

«Но это будет наша частная вещь, мы не будем делиться этими съемками», — отметил он. Режиссер, в частности, подтвердил свое намерение снимать оппозиционный «Марш свободы» 15 декабря. О том, когда эти материалы будут обнародованы, документалист говорить не стал.

Костомаров не считает, что интерес к митингам протеста и, следовательно, к его проекту «Срок» спадут в ближайшее время. При этом он признал, что его не сильно волнует популярность проекта. «Для нас важно, не то, что мы преподносим, а как: мы открыли новый метод — документальные новости», — пояснил режиссер.

12 декабря режиссера уже вызвали на второй допрос в Следственный комитет, об этом сегодня сообщил Алексей Пивоваров в Twitter. Режиссер должен явиться к следователям 13 декабря в 14.00.

Костомаров проходит свидетелем по делу о беспорядках на Болотной площади 6 мая. После допроса режиссер заявил, что дал подписку о неразглашении данных следствия, сообщив лишь, что вопросы касались событий на Болотной площади и фильма «Срок». Вызову в СК предшествовал обыск на квартире режиссера. Следователи пришли к нему 7 декабря рано утром и изъяли видеоматериалы, снятые на оппозиционных акциях. Авторы ежедневно выкладывали на LiveJournal и на YouTube короткие ролики, отснятые ими при подготовке финального документального фильма.

Часть материалов была снята непосредственно оппозиционными и гражданскими активистами. Адвокат Алексея Навального Вадим Кобзев предположил ранее, что СК искал новый компромат на действующих и будущих фигурантов этого процесса. По мнению Сергея Власова, координатора правозащитного проекта «Росузник», оказывающего поддержку фигурантам «болотного дела», СК, скорее всего, намерен доказать причастность лидеров протеста к организации беспорядков. В проекте «Срок» есть много съемок Навального, Удальцова и Яшина.

История с Костомаровым успела вызвать скандал с участием премьера Дмитрия Медведева. 7 декабря спустя несколько часов после обыска Медведев прокомментировал это событие в своем большом интервью пяти телеканалам. Алексей Пивоваров, представляющий НТВ, спросил премьера: «Как журналистам работать, если к нам приходят с обысками?» Медведев тактично заявил, что не видит смысла в столь раннем обыске.

Однако после завершения прямого эфира в неофициальном разговоре премьер-министр назвал следователей «козлами».

В ответ представитель СК РФ Владимир Маркин заявил, что ему «очень странно было услышать комментарии, не только оскорбляющие следователей СК России, но и подрывающие авторитет всех правоохранительных органов страны».



http://www.gazeta.ru/politics/2012/12/12_a_4888157.shtml

http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

«В русском бунте есть своя совершенно четкая логика»




Историк Владимир Булдаков о крестьянской психологии, которая основательно сидит и в рассерженных горожанах

05 декабря 00:05Александра Белуза










Митинг на проспекте Сахарова в декабре 2011 года
© РИА Новости. Алексай Филлипов

Масштабный всплеск уличной активности — событие не только политическое, но и историческое. Об особенностях русского бунта «Московским новостям» рассказывает ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, доктор исторических наук Владимир Булдаков.


Контекст

Песни белого Майдана

Наталья Пелевина: «Все, что сейчас происходит, дается нам с большим трудом»

— Можно ли то настроение, которое царило на Болотной иСахарова в декабре прошлого года, назвать в какой-то степени революционным?

— Я был на Болотной 10 декабря, наблюдал со стороны. Подлинного революционного настроя в известном мне историческом смысле не заметил. Пришла, я бы сказал, хорошая интеллигентная московская публика. Протестовали вовсе не против системы в целом, а против конкретного случая надувательства. Это даже нельзя назвать устойчивой оппозиционностью. Людьми двигало спонтанное недовольство. Не понравилось, что их обманывают так грубо. Возмутило, что Путин с Медведевым устроили «рокировочку», пусть вполне ожидаемую.

Подлинная революционность масс — это состояние, близкое к отчаянию, причем люди не просто готовы пойти на все, они точно знают: сегодня все нехорошо, а впереди светлая цель. Сейчас впереди никакой цели не видно. Необходима также харизматичная фигура, которая поведет за собой. Такой фигурой в свое время был Ельцин, который противостоял Горбачеву, — люди шли за ним. То, что происходило в 1991-м и позже, было похоже на настоящую революцию. И еще одна характерная черта революционного настроя — старая власть, старые лидеры кажутся чем-то совсем негодным, даже воплощением абсолютного зла. Однако таких ощущений сегодня все-таки нет. Так что говорить о революционности, на мой взгляд, нельзя.

Справедливость? Не думаю, что в наше время люди особенно верят в справедливость

— Вы говорите, что не видно цели. А какой она должна быть — некий идеал государства должен маячить?

— Идеал государства, идеал общества, пусть туманный. В общем, какой-то неясный утопический идеал. Как всеобщее равенство, например. Но те, кто был на Болотной, на Сахарова, о равенстве точно не думали. Справедливость? Не думаю, что в наше время люди особенно верят в справедливость. Привыкли к царящей несправедливости настолько, что готовы «вписаться» в нее, если угодно, комфортно устроиться в «царстве несправедливости».



Владимир Булдаков— ведущий научный сотрудник Центра изучения новейшей истории России и политологии Института российской истории РАН, доктор исторических наук. Один из крупнейших исследователей Октябрьской революции 1917 года, революционной логики истории в целом. Автор книг «Красная смута. Природа и последствия революционного насилия», «Quo vadis? Кризисы в России. Пути переосмысления», «Хаос и этнос».

— Идею демократического государства, где выборы честные, нельзя назвать этой утопической мечтой?

— Сейчас в обществе, как мне кажется, достаточно скептическое отношение к демократии. Поэтому не думаю, что люди действительно стремятся к этому идеалу, все-таки сознают, что он недостижим. Рассчитывать на то, что все готовы под знаменами чистой демократии пойти вперед, не приходится. Но грубого надувательства, конечно, никто не потерпит. Надо учитывать то, что наше социальное пространство крайне разобщено. И общий настрой появляется только тогда, когда все чувствуют, что обманули всех без исключения.

— После декабрьских протестов было много размышлений по поводу того, сколько человек должно выйти на улицу, чтобы произошла настоящая революция. Ваше мнение на этот счет — сколько нужно людей?

— Трудно сказать. В наше время говорят о «бархатных революциях». В принципе это возможно у нас, но для этого потребуется, чтобы на протяжении одной-двух-трех недель весь центр города был заполнен демонстрантами и, главное, чтобы не было сил их разогнать.

— А протестующих на Болотной и на Сахарова в прошлом году чисто теоретически было бы достаточно?

— Если бы они митинговали несколько дней подряд, если бы они пошли на Кремль — не в смысле разгрома, а просто встали бы на Красной площади, — тогда можно было бы говорить, что дело идет к революции. А так нет. Я не утверждаю, что нынешняя власть совершенно устойчива. Она давно уже неустойчива. Тем не менее власть балансирует. А умение власти балансировать на внутренних конфликтах — это, как ни странно, показатель демократии.

Вообще всякую государственность, особенно такого, как у нас, имперского типа, можно представить в виде так называемой устойчиво неравновесной системы. Она устойчива за счет того, что существующие внутри нее микроконфликты уравновешивают друг друга. И нынешняя власть успешно этим пользуется. В том числе благодаря СМИ. Но этот баланс легко может нарушиться, если система станет излишне жесткой. В свое время Ленин ведь дал довольно точное психологическое определение революции: низы не хотят, верхи не могут. То есть это системный кризис, а у нас он может наступить, когда, извините, цены на нефть упадут, — люди крайне болезненно переживают переход от относительного достатка к тотальному дефициту.

Действует не рассудок, а какой-то социальный инстинкт: мы не думаем, пусть барин задумается!

— Русский бунт с легкой руки Пушкина принято считать бессмысленным и беспощадным. Он действительно такой или какая-то осмысленность в нем все же присутствует?

— Что касается беспощадного, это точно. В том-то и беда, что у нас революция вряд ли остановится на «бархатном» этапе. Внутренней агрессивности в людях накопилось очень много. И по отношению друг к другу, и по отношению к власти. Теперь что касается бессмысленного. Пушкин, как известно, исходил из истории пугачевского бунта, движение Пугачева ему казалось действительно таковым — с высоты его дворянского положения трудно было уловить логику низов. К тому же ему было понятно, что крестьянская война бесперспективна. И тем не менее в русском бунте есть своя совершенно четкая логика: этот порядок вещей, эта власть, этот царь нам не нужны, все поменяем. Или по крайней мере подадим «сигнал» власти — изменись! И должен заметить, что крестьянская бунтарская психология — пусть в латентных, смягченных формах — до сих пор сидит в нас достаточно основательно. Это кажется странным — мы горожане уже не в первом поколении, но в широком смысле слова все мы мигранты из деревни и живем смикшированными псевдообщинными представлениями.

— Эта психология как-то проявляется или она просто спит внутри нас?

— Про крестьянскую психологию рассказывают такие байки. Мужики на сход собрались, орут, выходит барин, спрашивает: «Ну, чего орете?» Все подумали-подумали, разошлись. Через некоторое время мужик сидит у себя на крыльце, чешет затылок и наконец произносит: «Чаво-чаво А ничаво!» Действует не рассудок, а какой-то социальный инстинкт: мы не думаем, пусть барин задумается! «Мужик» ни в какие подлинно демократические процедуры не включен, он в них не верит, не представляет, как изменить существующий порядок. На сходе он выплескивает свои эмоции. И еще одна наша беда — мы не умеем думать о будущем: а что потом? Чего мы хотим конкретно кроме личного достатка? Программы нет никакой. Вот в этом, пожалуй, элемент прошлой и нынешней «бессмысленности».

— Сейчас в России есть профессиональные революционеры?

— В былые времена соотношение между революционером и либералом было совершенно определенным. А именно: революционер говорил власти: «Уступи, или стрелять буду!», а либерал, кивая на него, произносил: «Уступи, или он стрелять будет!» Сейчас все выглядит по-другому: где революционер, где оппозиционер, где стихийный протестант очень трудно понять. Основательно изменилось информационное пространство. Хотя должен заметить, что почти сто лет назад, накануне 1917 года, была своего рода информационная революция. Начало XX века — это гигантское количество разных газет во всем мире плюс телеграф. Сегодня же активно развиваются социальные сети. И всякое социально значимое известие предстает подчас в гипертрофированном виде. Все масштабные потрясения связаны с резкими изменениями в информационной сфере — связь четко прослеживается, хотя это, конечно, далеко не единственный фактор.

Сегодня коррупция разлагает власть, как накануне 1917 года ее с одной стороны разъедала «распутинщина», а с другой — министерская чехарда

— Такие встряски, как многотысячные акции протестов, это в целом хорошо для страны, для ее развития или плохо?

— Не хорошо и не плохо, это обычный процесс. Демонстранты с Болотной, вероятно, решили, что все пойдет по нарастающей. Ничего подобного. Пар выпустили, люди на время успокоились. Это эмоции. Подобные встряски скорее помогают власти, способствуют относительной стабилизации системы. Не нужно думать, что систему неуклонно расшатывают. Нашу историческую власть не столько свергали извне, сколько она сама себя «свергала». Просто «выедала» изнутри, после чего ее «добивали». Сегодня коррупция разлагает власть, как накануне 1917 года ее с одной стороны разъедала «распутинщина», а с другой — министерская чехарда, когда бесконечно меняли одного министра на другого. Становилось смешно, это порождало настроение «революционной безответственности». Кстати, сейчас ситуация в чем-то сходная. Но сколько продержится нынешняя власть, одному Богу известно. Если кто-то твердит, что революцию можно запланировать, — это полная чепуха. Такие вещи не угадаешь, не предусмотришь, да и в любом случае все пойдет не так, как задумано. Логика человеческих устремлений и логика революционного хаоса — разные вещи.

— Можно ли уже сейчас судить о том, насколько серьезное значение волна массовых протестов имеет для нашей истории?

— Если за этими событиями в течение одного-двух лет последует более крутое событие, вот тогда начало очередной революции историки будут отсчитывать с Болотной площади. Если ничего не произойдет, можно считать, что Болотной площади вроде как не существовало. Про нее забудут.



http://mn.ru/society_civil/20121205/332153979.html

http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

Последняя колокольня




Личный конец света в фильме Алексея Балабанова «Я тоже хочу», сделанном в жанре «фантастический реализм»

13 декабря 00:05Юрий Гладильщиков





Нравится




Герои Александра Мосина (бандит) и Олега Гаркуши (музыкант) похищают из больницы для алкоголиков персонажа Юрия Матвеева, чтобы тоже отправить его в мир иной, где правит полное счастье
© Наше кино

Сегодня, 13 декабря, выходит фильм Алексея Балабанова «Я тоже хочу». О нем говорят много, прежде всего о том, что это, возможно, последний фильм режиссера, которого поклонники считают лучшим в России. Ведь Балабанов перенес серьезную болезнь и психологически устал. Фильм и впрямь производит впечатление итогового. Режиссер характеризует в нем самого себя — и, похоже, откровенно.


Контекст

Они гнали виски

Зима. Кошмар. Столица

Cладкий и гадкий — красивый фильм о любви до гроба и эстетский фильм про уродства борделя



О чем это. О бандите-киллере (в фирменном балабановском зачине фильма он грохает четырьмя выстрелами четверых отморозков), который на своем черном внедорожнике с блатными номерами 001 катит на поиски места, где люди обретают счастье. Внедорожник — реальный, номера — реальные, исполнитель роли Александр Мосин — человек тоже реально крутой: внедорожник в жизни принадлежит именно ему, Балабанов снимает Мосина уже четвертый раз.

В компании с бандитом на поиски мифического (как кажется поначалу), но действительно существующего пути к счастью (другое дело, так до конца и не прояснится, счастье ли это или дьявольская западня) отправляются еще трое: 1) опустившийся музыкант, которого играет легендарный в рок-среде 80-х Олег Гаркуша (увидев на экране Гаркушу, я подпрыгнул и чуть ли ли не впервые задумался о том, как же быстро мое — вчера еще молодое — поколение превратилось в стариков); 2–3) друган-алкоголик и его полуживой отец лет 80. Другана изображает еще один полюбившийся Балабанову непрофессиональный актер — Юрий Матвеев, в реальности тоже, как и Гаркуша, музыкант. Бандит похищает его из клиники для алконавтов, дав охраннику пистолетом по затылку.

По дороге они подбирают дошедшую до грани проститутку с дипломом философского факультета (в случае с философским, конечно, перебор, но закроем на него глаза) и молодого пророка, которого как-то увидели по ТВ. Пророка, который, как мы убедимся, и впрямь способен предсказывать судьбы, изображает сын Балабанова Петр, что, вероятно, символ: подлинное знание о нашем мире и его будущем подвластно не нам, а только нашим детям.

Но что же это за место такое, откуда прямиком в счастье?

Это полуразрушенная колокольня в якобы закрытой (после некой катастрофы наподобие чернобыльской) зоне где-то между Питером и Угличем — там даже в разгар лета, когда и происходит действие фильма, стоит ядерная зима. Удивительно, но все персонажи фильма моментально верят в существование и этой зоны, и колокольни, хотя единственный источник сведений — это бандит, которому о них поведал его духовник отец Филипп. Так Буратино, Мальвина и Артемон верили в существование страны счастья, находящейся за дверцей, которую можно отомкнуть золотым ключиком.



Во время съемок апокалиптического фильма его продюсер Сергей Сельянов (слева), режиссер Алексей Балабанов (в центре) и исполнитель главной роли Александр Мосин отнюдь не тосковали, скорее радовались
© Наше кино



Они верят в существование вечного счастья даже несмотря на слух, будто кого-то это счастье принимает, а кого-то нет. (Уж очень, судя по всему, им хочется сдриснуть из нашей осточертевшей действительности.) И несмотря на то, что военные, устроившие блокпост на въезде в зону, предупреждают, что назад еще никто не возвращался. При этом военные пропускают всех, кто пожелает, поскольку патриарх (!) разрешил: упоминание патриарха, к которому «Я тоже хочу» больше не вернется, озадачивает меня до сих пор, поскольку фильм не назовешь православным. Это сказка, а с религиозной точки зрения пожалуй что ересь.

Что в этом хорошего. Еще это притча. Причем настолько простая, что не оставляет возможностей для сколько-нибудь неожиданных трактовок (если поверить, конечно, что колокольня действительно порт в мир счастья без каких-либо обманов). После фильма становится, кстати, понятно, что, несмотря на обвинения в безнравственности и мизантропии, каковыми регулярно бросаются в Балабанова его ненавистники (из-за его любви к кровавым натуралистическим эпизодам), во всех его фильмах есть элемент притчи. И что Балабанов вообще порядочный моралист.

Тут мне придется еще сильнее раскрыть содержание фильма, иначе не растолковать его главный парадокс. Не желающие знать содержание (хотя это редкий случай, когда знание просмотру не помеха) дальше пусть не читают.

Начинается путешествие персонажей по заброшенным зимним местам, усеянным трупами, явно адресующее к Зоне из «Сталкера» Тарковского (который входит в десятку любимых картин Балабанова — опрос провел британский киножурнал Sightamp;Sound). Кстати, в «Сталкере» герои искали почти то же самое — комнату, где осуществляются мечты.

В итоге важно, кого колокольня из фильма принимает, а кого нет, оставляя умирать на снегу, — это говорит о том, каких людей сам Балабанов относит к «чистым» (возьму все же слово в кавычки), а кого — к «нечистым». Из тех, кто добирается до колокольни (а добираются не все), она принимает юношу-пророка, музыканта и проститутку. Не принимает бандита (это лишний раз говорит о том, что между провокативными фразами, которые Балабанов допускает в своих интервью, и его фильмами — большой зазор: в интервью он утверждает, что больше всего уважает серьезных мужиков, за плечами которых войны и опыт убийств, но убийцу в рай таки не пускает). И самое главное: не принимает самого Балабанова. Он — это не секрет, об этом стало известно еще во время съемок — появляется в фильме в самом финале. Изображает человека у подножия колокольни, который представляется так: «Я режиссер, член европейской киноакадемии».

Увы, для режиссера — представителя профессии тоже, в сущности, бандитской, на счету которого огромное количество жертв (актеров, зрителей), — путь к счастью закрыт.

Ударный эпизод. Байки о своем прошлом, которые постоянно травит бандит. Наиболее веселую он адресует музыканту, с которым первый раз встречается в бане. Смысл таков: Скучно ты живешь! Вот я ночью положил четверых негодяев, потом пошел к батюшке исповедовался, теперь в в бане сижу, пиво пью — жизнь!

Наш вариант рекламного слогана. Колокольня now — по аналогии с апокалипсисом now.



Балабанов: что дальше

Разговоры о том, что «Я тоже хочу», возможно, последняя лента Балабанова, поддержали его снявшийся в фильме сын Петр и постоянный продюсер Сергей Сельянов, который называет «Я тоже хочу» самой светлой, глубокой и духовной картиной Балабанова. Вместе с тем Балабанов говорит, что у него много недописанных сценариев, в том числе предполагающих съемки в Норвегии и даже Африке. А в СМИ появились сообщения, что он, возможно, реанимирует недоснятый в начале 2000-х фильм «Американец». Или затеет картину про молодые разбойничьи годы Иосифа Сталина.

Также в прокате: Cладкий и гадкий — красивый фильм о любви до гроба и эстетский фильм про уродства борделя






http://mn.ru/blog_cinemagladil/20121213/332918181.html

http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

среда, 12 декабря 2012 г.

Бородинское поле - только музей В России завершилось празднование юбилея победы над Наполеоном





12.12.2012, 00:20 "Российская газета" - Федеральный выпуск №5959 (286)
Текст: Сергей Топорков
Фото: Сергей Куксин (сайт)
Опубликовать в блоге Версия для печати








Заседание Госкомиссии по празднованию 200-летия победы 1812 года





В понедельник на Старой площади прошло заключительное заседание оргкомитета по проведению празднования 200-летия победы в отечественной войне 1812 года. Глава администрации президента Сергей Иванов предложил логическое продолжение праздника: "Необходимо рассмотреть и утвердить план мероприятий, посвященных зарубежным походам русской армии в 1813 - 1814 годах. Как мы помним, в 1812 году война завершилась только в России".

В докладе, подготовленном Россотрудничеством, об этом плане рассказано более подробно. "Программа рассчитана на 2013 - 2015 гг. и затрагивает главным образом те страны, где разворачивались ключевые этапы зарубежной военной кампании: Польша, Чехия, Германия, Франция", - говорится в докладе ведомства. "В указанных странах будут проведены тематические научно-популярные мероприятия с участием российских специалистов. Акции будут ориентированы на зарубежную интеллектуальную общественную среду, способную воспринять и ретранслировать наши устремления, направленные на укрепление европейского культурного и цивилизационного диалога и на соотечественников, которых представляют одним из каналов влияния на зарубежное общественное мнение".

Подводя итоги празднования, Иванов сообщил, что он удовлетворен уровнем и качеством проведения мероприятий. "Победа над Наполеоном российской армии и российского народа была отмечена достойно и хорошо, - сообщил глава кремлевской администрации. - Торжества имели позитивное влияние как на процесс патриотического воспитания граждан, особенно молодежи, так и на укрепление позиций России на международной арене".

Сергей Иванов напомнил, что география торжеств была довольно обширной. Тематические мероприятия прошли, кроме России, в 3 государствах СНГ и 12 странах Европы. На площадках российских центров науки и культуры прошло18 международных конференций и "круглых столов".

"Вклад внесли руководители муниципальных образований и учреждений, - сообщил Сергей Иванов. - Те, кто работал на земле, принимал гостей и осуществлял тыловое обеспечение конного перехода на Париж. Через 200 лет потомки российских казаков атамана Платова и потомки породы донских лошадей показали, что они в состоянии совершить конный переход по маршруту Москва - Париж".

Он сообщил также, что все меры, которые в последние два года предпринимали по наведению порядка на территории Бородинского поля, будут доведены до конца. "Многое сделано, но надо обязательно довести работу до логического завершения. Отселить последние домовладения, переселить их на другие территории. Этим уже активно занимается министерство культуры совместно с правительством Московской области. Чтобы полностью бесповоротно и навсегда поставить точку в вопросе. На этом поле должен быть только военно-исторический музей. Никакого жилья, хозпостроек, никакого бизнеса там быть не должно. В принципе там уже многое сделано, памятник в хорошем виде, буду сам контролировать", - пообещал Сергей Иванов.

http://www.rg.ru/2012/12/12/napoleon.html

http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

вторник, 11 декабря 2012 г.

Сказочный доходный дом напротив храма Христа Спасителя


Дом-теремок



11 декабря 00:05Газета № 425 (425)Вадим Кантор











Один из ярких примеров необычного доходного дома — выходящий на Кропоткинскую набережную дом Зинаиды Перцовой (Соймоновский пр., д. 1)
© Московские новости. Дарья Толстикова

Доходные дома, в большом количестве появляющиеся в Москве в конце XIX — начале ХХ века, меньше всего напоминали общежития. Часто их хозяева стремились необычным внешним видом придать своему владению дополнительную привлекательность.


Контекст

Пережить пожар и время

Семейный особняк в центре Москвы

Гуляем по деревянному Арбату


Один из ярких примеров необычного доходного дома — выходящий на Кропоткинскую набережную дом Зинаиды Перцовой (Соймоновский пр., д. 1). Перцова была официальной владелицей, хотя купил участок земли рядом с храмом Христа Спасителя и заказал строительство дома ее муж Петр Перцов — известный инженер-железнодорожник. На этом месте уже стоял дом (также доходный), и по условиям объявленного конкурса новый дом должен был быть построен в русском стиле на основе старого здания. В результате конкурса лучшим был признан проект художника Сергея Малютина (автор русской матрешки), вместе с которым за его осуществление взялись архитектор Николай Жуков и инженер-архитектор Борис Шнауберт.

В 1907 году в дом въехали первые жильцы. Чуть позднее в дом заселились и Перцовы, для которых была подготовлена трехэтажная квартира в выходящем на набережную корпусе, имеющем отдельный вход.

В подвале этого корпуса в 1908 году был открыт театр-кабаре «Летучая мышь», где бывали Качалов, Вертинский, Станиславский и Немирович-Данченко. После революции квартиру Перцовых занимал Лев Троцкий и даже устраивал в ней приемы для иностранных дипломатов. Сейчас дом в ведении ГлавУпДК МИД.
Крокодилы



Фото: Вадим Кантор

Подпорки выходящего в Курсовой переулок балкона выполнены в виде фантастических существ с головами крокодилов.
Балкон



Фото: Вадим Кантор

На плоском фасаде на уровне второго этажа размещен необычный по виду балкон: он разделен на две равные части выступающим эркером с островерхим завершением.
Двери



Фото: Вадим Кантор

До наших дней дошли оригинальные наружные деревянные двери. Нижняя часть дверей покрыта резьбой, а наддверное обрамление выполнено из майолики по эскизам художника Сергея Малютина.
Крыши



Фото: Вадим Кантор

Несколько щипцовых крыш на доме напоминают островерхие кровли русских теремов. Благодаря такому их размещению массивный дом не кажется монотонным. Кроме того, появляются дополнительные объемы многоэтажных мансард, образуемых под этими кровлями.
орнаменты на Фасадах

Фасады дома богато украшены майоликой, в особенности — пространства между и над окнами, многие из которых имеют не вполне традиционную форму. Карнизы из кирпича придают дополнительный объем. Помимо геометрических и растительных орнаментов часто используются символические изображения животных.
Окна



Фото: Вадим Кантор

Некоторые окна украшены майоликой, создающей ощущение распахнутых створок ставен. Из майолики выполнены и наличники. Оконные рамы тоже не совсем обычные: они разбивают плоскость окна на несколько частей, так что окно в целом напоминает теремок.
Конек



Фото: Вадим Кантор



По коньку крыши установлена кованая ажурная решетка с четырьмя парами стоящих на задних лапах львов и драконами, больше напоминающими морских коньков.




http://mn.ru/moscow/20121211/332818658.html






http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

пятница, 7 декабря 2012 г.

Умелец из Вятки и бабушка испанского короля




В Женеве прошла серия аукционов часов и ювелирных изделий
2012-12-07 / Сергей Владимирович Сафронов - обозреватель "НГ" по Швейцарии.


Часы Pathek Philippe оказались в первой ценовой пятерке на торгах и Christie's и Sotheby's.
Фото Reuters


Мировой рынок люксовых изделий высокой ценовой категории демонстрирует высокую устойчивость к кризису. Очередным подтверждением этого может служить успешное проведение в Женеве ноябрьских аукционов по продаже престижных часов и ювелирных изделий.

Часы молодеют

По традиции осеннюю серию аукционов начала женевская фирма Antiquorum. Основанная в 1974 году, эта фирма успешно конкурирует с имеющими вековую историю универсальными лондонскими аукционными домами Christie's и Sotheby's. Antiquorum выставил на продажу 613 лотов, из которых было продано почти 80% на общую сумму 8,4 млн. франков, что на 12% больше, чем на предыдущем аукционе в мае нынешнего года.

Самую высокую цену в 490 тыс. франков при эстимейте всего в 80 тыс. франков заплатили за исключительно редкий хронометр Rolex Submariner, изготовленный в 1967 году и выдерживающий погружение на глубину до 500 метров. По мнению организаторов торгов, этот экспонат можно считать «самыми выдающимися часами для ныряльщиков, произведенными во второй половине XX века».

На втором месте оказался довольно необычный для специализированного часового аукциона предмет – роскошный веер с часами и музыкальным механизмом в его основании. Он был изготовлен женевскими мастерами Isaac Piguet и Henry Capt примерно в 1810 году по заказу принца Фердинанда Саксонского. Богато украшенный золотом, жемчугом и цветной эмалью, веер нашел покупателя за 386 тыс. франков при эстимейте в 300 тыс.
Также в разделе:


Вы готовите – я смотрю

В Абрау-Дюрсо открылась школа гастронома и ресторатора


Эльзасские булочки и катания на хаски

В Москве открываются рождественские базары


Джазовый десерт из Голландии

В Москве выступила саксофонистка Кэнди Далфер



Вошли в ценовую первую пятерку и два экземпляра золотых наручных часов от Patek Philippe с вечным календарем и указателем фаз Луны, а также платиновый хронометр от Audemars Piguet, изготовленный всего два года назад. Именно такой хронометр, отличающийся повышенной ударопрочностью и ультрасовременным дизайном в стиле 3D, получил Гран-при в категории мужских часов на Женевском международном конкурсе часов 2009 года. При предварительной оценке в 60 тыс. франков практически новый хронометр был продан за 224 тыс.

Вслед за Antiquorum аукцион часов провел дом Christie's. На нем были выставлены 318 лотов, из которых ушли с молотка 303 на общую сумму 27 млн. франков. Здесь в первую пятерку попали только часы от Pathek Philippe. Среди них два платиновых хронометра из известных коллекций были проданы за 3 млн. 779 тыс. и 3 млн. 443 тыс. франков при эстимейтах в 2 и 2,5 млн. соответственно. Стоит отметить, что на этих торгах были достигнуты рекордные цены сразу по нескольким моделям Pathek Philippe, Rolex и Omega.

Большой интерес вызвали на аукционе Christie's карманные часы, изготовленные из дерева и кости примерно в 1850 году русским мастером из Вятки Семеном Бронниковым. Впервые диковинные часы были созданы фирмой «Бронников и сын» в 1837 году по просьбе вятских властей для городской промышленной выставки. Считается, что первый экземпляр деревянных часов приобрел будущий царь Александр II. Фирма «Бронников и сын» просуществовала более 70 лет. Примечательно, что не отличавшиеся особой точностью и надежностью деревянные часы в свое время стоили дороже золотых и часто преподносились в качестве ценного подарка. Часы от Бронникова получили не одну национальную и международную премии. К настоящему времени сохранились лишь несколько экземпляров, в том числе в хранилищах Эрмитажа, Оружейной палаты и специализированных часовых музеев. В Женеве часы Бронникова были проданы за 8,7 тыс. франков, что более чем вдвое превысило первоначальную оценку.

Большой интерес на торгах вызвал браслет испанской королевы Виктории Евгении.
Фото Reuters

Также в разделе:

Секрет женских шахмат

Открытые соревнования, феминистки и Юдит Полгар


Парадоксы шахматных битв

Завершаются турниры в Ханты-Мансийске и Ташкенте


Две сестры, одни шахматы

Завершился второй этап чемпионата мира среди женщин


Турнир четырех и самые сильные женщины

Главные события шахматной недели



Завершил ноябрьские часовые аукционы в Женеве торговый дом Sotheby's, выставивший 313 лотов. Из них были проданы 262 на общую сумму 7,95 млн. франков. И на этом аукционе в первой пятерке оказались только часы от Pathek Philippe. Топ-лотом стали золотые часы, выполненные этой фирмой в 1961 году всего в одном экземпляре по заказу крупного бизнесмена из Нью-Йорка и проданные за 542,5 тыс. франков, что в два с лишним раза выше эстимейта.

Среди общих тенденций, характерных для всех трех часовых аукционов, можно отметить определенное омоложение предлагавшегося ассортимента за счет появления большого числа престижных моделей, изготовленных уже в XXI веке и даже в последние несколько лет. Снизилась доля карманных часов, но зато стали чаще попадаться настольные часы, часы для престижных яхт и катеров, а также различные предметы с часовыми механизмами, например, музыкальные табакерки или шкатулки с механическими поющими птицами.

Пока еще непривычно выглядели, но все же нашли своих покупателей наручные кварцевые часы с калькуляторами от Hewlett-Packard и Pulsar или пресс-папье с тройным календарем (число, день недели и месяц) от Cartier. С определенными оговорками можно констатировать на аукционах усилившееся преобладание Pathek Philippe и Rolex среди мужских часов и Cartier среди дамских. Наконец, стоит отметить активный спрос и острую конкуренцию покупателей, что приводило к существенному взлету окончательных цен по сравнению с эстимейтами.

Безупречные бриллианты

По сравнению с продажами часов гораздо более масштабно и гламурно проходили аукционы престижных ювелирных украшений и драгоценных камней. У Sotheby's, как и ожидалось, наибольший интерес вызвал браслет испанской королевы Виктории Евгении – бабушки нынешнего короля Испании Хуана Карлоса. Украшенный редкими розовыми жемчужинами «конк» (conch), бриллиантами и эмалью, этот браслет был изготовлен Cartier в Париже в конце 1920-х годов. Глава ювелирного департамента Sotheby's по Европе и Среднему Востоку Девид Баннет назвал его одним из самых значительных ювелирных украшений прошлого века. При эстимейте в 750 тыс. франков браслет был продан за 3,3 млн.

В группе драгоценных камней топ-лотом стал исключительно редкий голубой бриллиант каплевидной огранки в 10,48 карата, получивший сертификат безупречности и высшую оценку по шлифовке и симметрии от Гемологического института Америки (GIA). Этот бриллиант был приобретен лондонским ювелирным домом Graff за 10,3 млн. франков, что в три с лишним раза больше эстимейта.

У Christie's основное внимание было приковано к бриллианту Archduke Josef, названному по имени австрийского эрцгерцога Иосифа из династии Габсбургов, которой первоначально принадлежал этот уникальный камень. Благополучно пережив Вторую мировую войну, не попав в руки нацистов, бриллиант появился на аукционе в Лондоне в 1961 году, а затем в ноябре 1993 года на аукционе Christie's в Женеве, где был продан за 9,7 млн. франков. Посвятив этому экспонату 35 страниц своего аукционного каталога, Christie's воздержался от публикации официального эстимейта. Однако опубликованные в прессе оценки экспертов оказались довольно точными – Archduke Josef был продан за 20,4 млн. франков.
Отправить почтой
Версия для печати
В закладки
Обсудить на форуме
Разместить в LiveJournal
|Ещё


На этих торгах еще 15 ювелирных изделий были проданы по цене выше 1 млн. франков. Особым спросом пользовались украшения известнейших брендов, таких как Bulgari, Cartier, Chaumet, Graff, Harry Winston, Tiffany, Van Cleef & Arpels. Об определенном успехе аукционов ювелирных изделий говорят итоговые результаты – реализовав подавляющую часть выставленных лотов, Sotheby's получил 76,7 млн. франков и Christie's – 80,6 млн. Очередные женевские аукционы престижных часов и ювелирных изделий состоятся в середине мая 2013 года.



http://antrakt.ng.ru/people/2012-12-07/9_auction.html

http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

четверг, 6 декабря 2012 г.

Пережить пожар и время



Деревянные дома Москвы пережили пожар и время
06/12/2012 00:05
Вадим Кантор
Часть деревянных строений XIX — начала XX века дошла до наших дней. Таких памятников архитектуры осталось мало, и поэтому они требуют наших усилий по их сохранению.
Фото: Вадим Кантор

Спасопесковский пер., д. 8, стр. 1

По всей видимости, дом этот построен в начале XIX века архитектором Гавриловым. Эта усадьба известна как усадьба Щепочкиной–Львова. Поручица Щепочкина владела большой усадьбой, частью которой был этот дом. В начале XIX века в этом доме жил друг Пушкина Вяземский, к которому тот заходил. Потом дом купил внук архитектора Николая Львова и устроил рядом с домом Пушкинский сквер в память о почитаемом им поэте. Сквер этот цел и поныне. После смерти Львова новая владелица Шорина пристроила к дому кирпичный флигель. С 1961 года дом находится в ведение ГлавУпДК.
Фото: Вадим Кантор

Большая Ордынка, д. 45

Большая Ордынка — главная улица Замоскворечья. На ней сохранилось немало старых домов, в том числе и двухэтажный деревянный дом — городская усадьба Арсеньевых начала XIX века. Соседние дома большей частью каменные, но этому деревянному дому посчастливилось уцелеть во время пожара 1812 года. Дом имеет мезонин: мезонины в то время были в большой моде, поскольку не считались дополнительным этажом и можно было сэкономить на налогах, в то же время получив дополнительную площадь. Фасад дома украшен четырехколонным портиком ионического ордера. Дом охраняется как памятник архитектуры. Сейчас в нем располагается ресторан.
Фото: Вадим Кантор

Денисовский пер., д. 24

Здесь сохранился (правда, в очень плачевном состоянии) деревянный дом начала ХХ века — усадьба купца Крупенникова. Дом был построен в 1912–1913 годах по проекту архитектора Владимира Рудановского. Фасад дома украшен портиками с пилястрами, на втором этаже — мини-балконы с деревянными балясинами. До недавнего времени в доме располагался ОВИР. Дом требует реставрации.
Фото: Вадим Кантор

Сытинский пер, д. 5

Деревянный дом в Сытинском переулке, что близ Пушкинской площади вопреки ожиданиям не имеет никакого отношения к издателю Ивану Дмитриевичу Сытину, чье издательство «Русское слово» было построено на Тверской улице, также рядом с Пушкинской площадью. Существовала традиция давать имена улиц и переулков по именам домовладельцев. Владевший построенным в 1806 году деревянным домом некто Андрей Сытин был капралом Измайловского полка. Но в московской топонимии остались Сытинский переулок и Сытинский тупик. В 2010 году дом Сытина включен в «черный топ-10» списка «Архнадзора», в который вошли десять исторических зданий, находящихся в самом запущенном состоянии.
Фото: Вадим Кантор

Остоженка, д. 37

Именно этот дом, в котором с 1840 по 1850 год проживала мать писателя Варвара Петровна, описан Тургеневым в повести «Муму». Поэтому в народе дом давно называли «домиком Муму». С матерью у Тургенева были сложные отношения, поэтому он останавливался здесь на непродолжительное время, когда бывал в Москве проездом, по пути в имение Спасское-Лутовиново. Комната писателя была наверху, в мезонине. Сейчас в этом доме находится музей писателя (филиал Государственного музея А.С. Пушкина).
Фото: Вадим Кантор

Остоженка, д. 49

Почти в самом конце Остоженки сохранилась еще одна деревянная усадьба начала XIX века — городская усадьба Лошаковского–Всеволожского. Как и многие усадьбы того периода, фасад дома украшает шестиколонный портик, образующий открытую галерею. На фронтоне — герб Всеволожских.

Другие материалы

http://pda.mn.ru/moscow/20121206/332473880.html

 http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode