Избранное сообщение

четверг, 23 мая 2013 г.

Балет прикрылся классикой



Газета "Коммерсантъ", №86 (5117), 23.05.2013

ТЕКСТ КОММЕНТАРИИ: 0




Названы лауреаты Benois de la danse




Хореография 80-летнего Ханса ван Манена (на фото — Игонэ де Йон и Йозеф Варга) оказалась самой современной из всего представленного на Benois de la danse-2013
Фото: РИА НОВОСТИ

Конкурс балет

На Исторической сцене Большого театра прошла 21-я церемония награждения лауреатов приза Benois de la danse-2013, после которой все участники балетного конкурса представили свои достижения прошлого года. Рассказывает ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА.

Церемония на сей раз выглядела аскетичнее обычного (что ей явно пошло на пользу) и заняла меньше часа, благо на балетном конкурсе благодарственные речи как-то не приняты — тела конкурсантов обычно красноречивее. Микрофон не проигнорировал лишь хореограф Пьер Лакотт, награжденный еще в прошлом году за "жизнь в искусстве": он объяснился в любви России и русскому балету, а также напомнил о худруке Большого Сергее Филине, лечащемся в Германии после покушения,— публика ответила довольно скупыми аплодисментами. По традиции представление номинантов сопровождалось показом фрагментов их конкурсных работ, и, вопреки обыкновению, почти все они — и работы, и претенденты — были предъявлены публике. За исключением двух конкурсантов-танцовщиков и победительницы в номинации "Лучшая женская роль": солистка Большого Ольга Смирнова, выдвинутая сразу за три ведущие партии, на церемонии отсутствовала — танцевала в Японии в прощальном концерте Владимира Малахова. В конкурсе балетмейстеров победили двое: 80-летний Ханс ван Манен и 40-летний Кристофер Уилдон. Танцовщиков-лауреатов тоже два: Вадим Мунтагиров, представлявший Английский национальный балет, и Албан Лендорф из Датского королевского балета.


Обсуждать решения судей по показанным на концерте обрывкам балетов и партий (вырванным из контекста и, возможно, не самым эффектным) не совсем корректно. Хотя нелегко понять, чем, например, пленил членов жюри Вадим Мунтагиров, отнюдь не самый прекрасный принц из "Спящей красавицы". К технике его танца тоже легко придраться: кабриоли вперед слипались, как размокшие леденцы; четверть двойного тура в воздухе артист "подворовывал", еще на полу смещая пятую позицию в направлении вращения; jete en tournant выполнял бесполетно и грузновато. Второй лауреат, Албан Лендорф, также не казался очевидным победителем. Невысокий, крупноголовый, крутоплечий, с накачанными мышцами мягких иксовых ног, он отхватил приз за ноймайеровскую "Даму с камелиями". Однако на московском концерте сложнейший финальный дуэт из этого балета выглядел скорее экстремальным, чем художественно значимым: актерские переживания героев были отодвинуты на второй план опасениями за артистов — из-за нехватки роста танцовщик, быстро переводя партнершу, статную балерину Гудрун Бойесен, с верхних поддержек в партер, каждый раз рисковал грохнуть ее об пол.


Победитель-хореограф Кристофер Уилдон тоже не блеснул своей "Золушкой", во всяком случае, кульминационная встреча героев на балу оказалась чрезвычайно пресной. И артисты — солисты Национального балета Нидерландов Анна Цыганкова и Мэтью Голдинг тут ни при чем — старчески-заунывной, лишенной оригинальности и живого чувства выглядела сама хореография. Мировым претензиям конкурса соответствовал лишь патриарх ван Манен. В своей новой работе "Вариации для двух пар" хореограф-победитель не открыл ничего нового, однако интеллектуальная выверенность и графическая красота этой неторопливой медитативной композиции лишний раз подтвердили его статус живого классика, а сама постановка (в исполнении солистов Национального балета Нидерландов) этаким Эверестом возвышалась над уровнем остальной программы.


Именно тоскливая равнинность конкурса, а вовсе не вердикт жюри (разве можно всерьез относиться к состязанию, итоги которого всегда зависели от конъюнктурных соображений — кульминационным стал год, когда Анастасия Волочкова, тогда еще прима Большого, обыграла Светлану Захарову, тогда еще приму Мариинки) разочаровала в первый вечер мини-фестиваля Benois de la danse. От этого конкурса, номинантов которого выдвигают сами члены жюри, в Москве всегда ждали хитов международной моды сезона, проявляющих новые мировые тенденции. На сей раз судьями выступили руководители и педагоги чрезвычайно влиятельных мировых компаний — и все как один представили своих артистов в давно признанных музейных балетах, а из хореографов выдвинули лишь тех, кто укладывается в прокрустово ложе ортодоксального классического танца. Два участвовавших в конкурсе балетмейстера-вундеркинда, 20-летний англичанин Уильямсон и его сверстник американец Пек, представили школярски-наивные, откровенно вторичные сочинения, но, похоже, сегодня для худруков мировых трупп даже слабая классика предпочтительнее художественного радикализма. И если экскурсия по палеонтологическому музею, которой обернулся концерт нынешних номинантов Benois de la danse, действительно отражает мировой тренд, то можно ставить диагноз: балетный театр готов к мумификации, причем совершенно добровольной.


http://kommersant.ru/doc/2193999




http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode