Избранное сообщение

пятница, 24 мая 2013 г.

Каннский фестиваль-2013: Внутри Адели







Каннский фестиваль — 2013 войдет в историю фильмом Абделлатифа Кешиша «Жизнь Адели» — даже если он не получит «Золотую пальму»


Олег Зинцов
Vedomosti.ru

24.05.2013



Леа Сейду и Адель Эксаршопулос — лучшие актрисы Каннов-2013 Фото: Kinopoisk.ru



ЗВЕЗДЫ И КРЕСТЫ
В рейтинге международного жюри кинокритиков, который ежедневно публикуется в фестивальных выпусках журнала Screen, пока нет оценок «Жизни Адели». Лидирует комедия Коэнов «Внутри Льюина Дэвиса», ее средний балл 3,3 (высшая оценка – четыре звезды). Худшим фильмом конкурса эксперты Screen считают «Соломенный щит» Такаси Миике, у него 1,3 (два критика залепили картине черный крест).


Эта публикация основана на статье «Внутри Адели» из газеты «Ведомости» от 24.05.2013,№89 (3351).



Драматургия каннской программы всегда строится так, чтобы к кульминации публике стали понятны сквозные темы и сюжеты. Тогда выкладывается козырь.

Козырь выложен. Это фильм Абделлатифа Кешиша «Жизнь Адели» (La vie d’Adele). В нем есть сюжет взросления и осознания сексуальности, как в «Юной и красивой» Франсуа Озона. И сюжет однополой любви, как в картине Стивена Содерберга«За канделябрами». Но Кешиш радикальнее и по идеологии, и по киноязыку.

Адель заканчивает школу, хочет стать учительницей, теряет невинность с мальчиком. А потом встречает Эмму, студентку Высшей школы изящных искусств. У Эммы короткие волосы, выкрашенные в голубой цвет, Эмма похожа на ангела-соблазнителя.

Идеологическая радикальность Кешиша — в показе обыденности этого сюжета. Пара есть пара, отношения двух женщин подчиняются законам, универсальным для любого союза двоих. Героиням не приходится постоянно ощущать себя «другими». Надо лишь учитывать простые социальные ритуалы. Адель из небогатой семьи, где уверены, что женщине хорошо бы найти мужа, который будет ее обеспечивать. Поэтому, приводя на ужин подругу, она объясняет, что та помогает ей в учебе. А в полубогемной семье Эммы — никаких проблем: она приводит Адель как любовницу и никого этим не смущает. Но эти различия того же рода, что и гастрономические, которые тоже маркируют социально-культурные группы: в гостях у Эммы едят устриц, в доме Адели — макароны.

Художественную радикальность сформулировать сложнее. В фильме есть невероятные по откровенности сексуальные сцены, но дело не только в них.

Международное название картины «Голубой — самый теплый цвет» (Blue is the Warmest Colour) заимствовано из комикса Жюли Маро. Кешиш соединил его сюжет с собственным давним проектом фильма о молодой учительнице. То есть взял комикс и сделал из него жизнь.

Эмму играет международная звезда Леа Сейду. В роли Адели — главное актерское открытие фестиваля Адель Эксаршопулос, подарившая героине собственное имя. В фильме максимально сокращена дистанция между персонажем и личностью актера. Сексуальные сцены снимались без дублеров. На первом, рекордно длинном и откровенном постельном эпизоде видавшая всякое каннская публика как вдохнула, так, кажется, и забыла выдохнуть. Две женщины на экране занимались не сексом, они занимались любовью. После очень деликатно сформулированного на пресс-конференции вопроса о том, как актрисам удалось добиться такой нежности, Леа Сейду разрыдалась.

С другой стороны, Кешиш выстраивал сексуальные сцены как живописные и скульптурные композиции: красота важна в них не меньше откровенности.

Почти весь фильм снят оператором Сафьяном Эль Фани на крупных и сверхкрупных планах. Но главный фокус — в живом и сложном ритме переключения взгляда. Камера все время лавирует между объективным и субъективным, взглядом Адели и взглядами на нее. Похожая оптика была в фильме Лорана Канте «Класс», получившем каннскую «Золотую пальму» в 2008 г. Но там она формировала замкнутое в школьных стенах пространство социальных отношений. А у Кешиша создает подвижную чувственную реальность Адели, настолько интимную, что иногда мы оказываемся не просто рядом с ней, а ближе, чем кожа.
http://www.vedomosti.ru/lifestyle/news/12379351/vnutri_adeli


http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode