Избранное сообщение

четверг, 30 августа 2012 г.

Дигитальный павильон в Джардини



Открылась 13-я Биеннале архитектуры в Венеции


выставка, архитектура, венеция / Сергей Чобан фиксирует плоды своих же трудов.Фото автора
Сергей Чобан фиксирует плоды своих же трудов.
Фото автора
Тема ее, как обычно на подобных смотрах, сформулирована широко. Нынешний куратор Дэвид Чипперфилд ищет Common Ground, что можно перевести и как «Общие основания», и как «Общая почва», и пожалуй даже как «Точки соприкосновения». Это очередной виток рефлексии о том, что такое сегодня архитектура, как она зарождается и как взаимодействует с обществом, политикой и экономикой - и главное, с человеком. О том, как общие основания современной архитектуры складываются из разных индивидуальных позиций. Как всегда, смотр распространился на Джардини, где стоят национальные павильоны (одним из самых ярких стал японский, показывающий проекты домов для пострадавших после цунами - ему вчера вручили «Золотого льва» как лучшему павильону), Арсенал и рассредоточенные по городу спецпроекты. «Золотого льва» за вклад в архитектуру получил португалец Альваро Сиза. Российский павильон на этот раз посвящен не построенному еще иннограду Сколково. Он удостоен специального упоминания биеннального жюри.
Дэвид Чипперфилд еще раньше оставил свой след в Венеции, построив на знаменитом кладбище Сан-Микеле один из павильонов, сегодня темой Common Ground он, кажется, подписывает послание в духе urbi et orbi. Не без претензий на создание нового манифеста о том, что есть архитектура. К созданию этой ревизии идей подключены и классики вроде Петера Цумтора (тут показывают снятый про него Вимом Вендерсом фильм, и крохотный зал забит под завязку), Захи Хадид и бюро Жака Херцога Пьера де Мерона, и молодые архитекторы. Common Ground - общий для всего смотра сюжет, но отчетливее всего он прослеживается в Арсенале.
Там один из первых пунктов - сделанные под предводительством Нормана Фостера «Ворота», комната с саунд и видео-инсталляцией, где на полу складываются в причудливые планы имена архитекторов всех времен и народов, а по стенам бежит слайд-шоу с урбанистическими видами (в той же череде, к примеру, и фотографии Ай Вэйвэя из серии Fuck Off, где он посылает «на» известные постройки). Нового нет без традиции, архитектура отражает жизнь социума. А одним из последних проектов в Арсенале стала «Волшебная комната» Тодда Уильямса и Билли Цзянь. Они просто отправили ящики 35 архитекторам, попросив прислать обратно предметы, которые тех вдохновляют. Получилась коллективная мастерская, где есть и изогнутый древесный ствол от Питера Айзенмана, и тюбики с краской Петера Цумтора. В скобках этих двух проектов в Арсенале - путь от исторической панорамы до личного пространства идей.
Тут от морфологии архитектуры переходят к «синтаксису», тому, как она взаимодействует со средой (городской и даже политической). От кожи здания переходят к его чреву, планировке. От биоморфных макетов Захи Хадид идут в настоящий дом, «факсимиле» спроектированного для Ауровиля Анупамой Кунду здания, которое в венецианском Арсенале возвели рабочие из Индии (причем многие из них прежде не покидали пределов своей страны) и европейские студенты. Сооружение, соразмерное человеку, объединившее здесь и сейчас людей с разным жизненным опытом и из разных географических точек…
Венеция поднимается из воды стрельчатыми окнами палаццо. Неважно, когда они построены – их окна грезят готикой. То, про что Бродский писал - «Готический стиль победит, как школа, как способность торчать, избежав укола». А вокруг этих палаццо – венецианская «водичка», тоже его словцо. Собственно, про стиль – это к вневременности ставшего классикой. Павильон России, например, на нынешней биеннале без ложной скромности оформлен с аллюзиями на Пантеон. Вернее, напоминает сделавшийся классическим образцом римский храм только второй этаж. Он посвящен иннограду Сколково, и в нем нет ни одного объекта. Три зала с зеркальными полами и стенами, превратившимися в абстракцию QR кодов, выложенных рядами, вы проходите с выданным на входе планшетом. Наводите – просматриваете презентацию частей проекта иннограда (кстати, в этом году у России самый необычный, пожалуй, каталог - в виде значков 2,5*2,5 см с QR кодом). В центральном зале квадраты кодов закругляются ввысь эдаким кессонированным сводом, увенчанным окном-окулюсом.
Комиссар павильона Григорий Ревзин, куратор Сергей Чобан и сокураторы Сергей Кузнецов (только что назначенный главным архитектором Москвы) и Валерия Каширина связали Сколково с «почтовыми ящиками», советскими закрытыми научными городами. Первый этаж отдан как раз им, потому и подсматривают за ними (их фотографиями) в темной комнате сквозь крохотные круглые отверстия. Сколково с высоты второго яруса над ними вроде как возвышается и декларирует свою открытость. Наш павильон, как вообще любят в России, демонстрирует богатство. Его бюджет составляет около 1 млн. евро: 300 тыс. от Минкульта, остальные средства сколковские.
Архитектурная начинка убрана в дизайнерскую обертку, вскрыть которую можно лишь с помощью новых технологий. Как сказал кто-то из коллег, раньше была архитектура бумажная - а нынче цифровая. Собственно, если вернуться в Москву, пока само Сколково – чистое поле, его реализация рассчитана предположительно на 7 лет. Вот-вот там откроют первый павильон – Гиперкуб. Из Венеции этого не видно, и вчера биеннальное жюри отметило российский павильон специальным упоминанием.
Поскольку Сколково видят не моногородом, а городом полного цикла, там будет и своя культурная составляющая. В частности, Аарон Бетски рассказал «НГ», что собирается сделать здесь Музей цифрового искусства «полного цикла» - там где его создают, экспонируют и коллекционируют, причем показывать намерены в контексте ставшего уже классическим искусства вроде Уорхола или Дюшана.
Присутствие России на биеннале Сколково не ограничивается. Институт «Стрелка» открыл в Венеции дискуссионную площадку, фонд «Виктория» привез в Casa dei Tre Oci выставку «Шоссе энтузиастов», где урбанизм исследуется в связке с актуальным искусством. Наконец, за Украину в Арсенале отвечает московский художник Александр Пономарев, родившийся в Днепропетровске. Вместе с архитекторами Алексеем Козырем и Ильей Бабаком и с фотографом Сергеем Шестаковым они соорудили павильон, в названии которого «Мираж» («Проект миражной архитектуры») сочетается с «Пристальным взглядом». Пономарев любит Антарктиду (он ведь не только художник, но и моряк), ездит туда с научными экспедициями и собирается сделать там биеннале современного искусства, вот и для Венеции придумал проекты плавучего персонального музея и Музея современного искусства для полярных зон. И все это отражается в призме 3D, макетов и рисунков, помнящих тепло человеческой руки, ее почерк. Первый музей - напоминающее ложку длиннющее судно, которое в воде может перевернуться и встать вертикально - почти как у Заболоцкого: «Над землей большая плошка опрокинутой воды»… Второй возлежит на платформе тремя блоками, чьи фасады то облицованы льдом, то льют воду, то клубятся паром. То ли мираж, то ли реальность, тонко вписанная в белый пейзаж. Из мира над водой (и на воде) можно погрузиться подо льды, и запрокинувшись на ковре, через 3D очки наблюдать за плавающими исследователями…
Урбанизм, мегаполисы, неосвоенные архитектурно территории, город как калька общественной жизни, здание как мера жизни отдельного человека складываются в Сommon Ground, общую территорию мира. Не только биеннале.http://www.ng.ru/culture/2012-08-30/8_biennale.html
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

среда, 29 августа 2012 г.

От сатиры на святых - до "Синей птицы"



Сегодня исполняется 150 лет со дня рождения писателя Мориса Метерлинка

2012-08-29 / Петр Спивак

история, литература, живопись / Морис Метерлинк смотрел на мир зорко и чувствовал в нем чудо и тайну. Фото из Библиотеки Конгресса США
Морис Метерлинк смотрел на мир зорко и чувствовал в нем чудо и тайну.
Фото из Библиотеки Конгресса США
Сильный риторический жест – проклятие. Посильнее, пожалуй, чем хвала. Между тем полюса эти соседствуют, за каждым из них стоит молчаливо предполагаемая противоположность.
Французский живописец Жан Огюст Доминик Энгр, родившийся 29 августа 1780 года (ум. 1867), был главным на всю Европу лидером академизма. Что означало верность классическим формам и канонам, возведение их в перл создания. А где академисты искали и находили непревзойденные классические образцы? Разумеется, в античном мире, самое позднее – в эпоху Возрождения. В истории искусства заметные вехи – энгровские «Апофеоз Гомера» или салонные портреты вроде «Мадам Ривьер». Ориентир задан, на нашу долю остаются лишь попытки к нему приблизиться.
Художник, который следует за общепризнанной классикой, сочтет странным, если не добьется успеха. У Энгра так и было, на холодность критиков и публики он реагировал весьма раздраженно. Иное дело, если творческий человек избрал другую социокультурную роль. 29 августа 1870 года другой француз, Артюр Рембо, 15-летним ушел из родного дома и отправился в Париж. Там он поучаствовал в Парижской коммуне, которая, между прочим, уничтожила плафон Энгра (он был посвящен Наполеону Бонапарту). Но важнее другое: Рембо вошел в круг «проклятых поэтов», заведомо отвергавших для себя возможность респектабельности. И сегодня же на листке календаря день рождения нашего соотечественника Михаила Покровского (1868–1932), которого можно было бы назвать «проклятым историком».
Также в разделе:
Человек-универсал
В деятельности выдающегося русского юриста Дмитрия Ровинского (1824–1895) отчетливо видно правозащитное начало
Критический метод 
Немецкий историк Бартольд Георг Нибур (1776-1831) знал двадцать языков
День в истории. 24–26 августа
25 августа 1958 года родился американский режиссер анимационного кино Тим Бертон
Покровский был не просто историк, а историк-марксист, член партии большевиков и ее активный деятель. Автор выдержанной в классовом духе теории о роли торгового капитализма в русской истории, человек, выступивший с броским тезисом «История – это политика, опрокинутая в прошлое», закоперщик идеологической критики, Покровский был учеником не кого-нибудь, а великого Василия Ключевского – и его оппонентом. Ремесло свое знал. Другой большой русский историк, Павел Милюков, это отмечал уже в эмиграции, откликаясь на тот факт, что на сталинской, великодержавной стадии социализма неугоден власти стал уже сам Покровский...
И здесь пора перекинуть мостик к поэтам из круга непризнанных. Среди тех, кто испытал мощное влияние французских символистов (Бодлера, Верлена, того же Рембо), был бельгийский писатель Морис Метерлинк, 150 лет со дня рождения которого исполняется сегодня. Для нас он прежде всего автор «Синей птицы», по которой поставили бессмертный спектакль в Московском Художественном театре. Метерлинк доискался до признания у современников, умер в 1949 году нобелевским лауреатом. Но была у него и другая сторона жизни.
Еще до «Синей птицы» он написал пьесу «Чудо святого Антония» – сатиру на святых, вызвавшую театральный скандал. Да и вообще отклики на его творчество редко отличались адекватностью. Корней Чуковский, разбирая в 1914 году, на фоне войны, одну из книг о Метерлинке, сетовал, что главное в нем осталось не понято. Что же именно? Вот ответ нашего критика: «Ощущение тайны и ужаса – единственное его ощущение. Надменно, свысока, не без презрения взирает он на сутолоку жизни и не проклинает ее потому, что и в ней чувствует чудо и тайну».http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

От России – "Измена"



Сегодня открывается 69-й Венецианский кинофестиваль


венеция, кинофестиваль / В Венеции – последние приготовления.Фото Tiziana Fabi/AFP
В Венеции – последние приготовления.
Фото Tiziana Fabi/AFP
Киномир с интересом наблюдает за интригой в сфере высокой фестивальной моды: многолетний программный директор Венецианской Мостры Марко Мюллер ушел работать на Римский фестиваль – то бишь подался к конкурентам… А в Венецию вернулся директором Альберто Барбера, он уже руководил смотром с 1998 по 2002 год. Первым делом он сократил число картин во всех программах, чтобы зрители не бегали из зала в зал, пропуская финал одного фильма в счет начала другого.
Таким образом, в основном конкурсе теперь не 23, а 18 фильмов. Наверняка в конкурсе ноябрьского Римского фестиваля всплывут какие-нибудь сорвавшиеся с венецианского крючка «рыбы», но все равно коллекция, собранная для 69-й Мостры Барберой, выглядит более чем заманчиво. Несущими конструкциями нынешнего конкурса видятся американская и азиатские кинематографии. Соревноваться за венецианские призы будут Терренс Малик, Пол Томас Андерсон и Брайан де Пальма, Такеши Китано, Ким Ки Дук и Брильянте Мендоса – живые классики и основные действующие лица мирового кинематографа. А еще – австриец Ульрих Зайдль и француз Оливье Ассаяс. Традиционную итальянскую квоту заняли в нынешнем венецианском конкурсе мэтр Марко Беллоккьо с фильмом «Спящая красавица» (в нем снялись француженка Изабель Юппер и один из самых востребованных актеров итальянского кино Тони Сервилло), Даниэле Чипри («Состояние сына») и Франческа Коменчини («Особый день»).
Есть в главном конкурсе и российский фильм – «Измена» Кирилла Серебренникова, которую аккредитованной прессе покажут уже сегодня. Несколько лет назад с картиной «Изображая жертву» Серебренников участвовал в конкурсе I Римского фестиваля и получил там главный приз. Напомним, что в последние годы судьбы российских фильмов складывались в Венеции чрезвычайно удачно. В 2003-м и в 2011-м победителями фестиваля становились Андрей Звягинцев со своим первым фильмом «Возвращение» и Александр Сокуров с «Фаустом». А между этими пиками триумфа были еще победы: «Серебряный лев» за режиссуру, присужденный Алексею Герману-младшему за фильм «Бумажный солдат», престижный приз «Озелла» (он выдается за лучшую операторскую работу), которым отметили в 2010-м труд Михаила Кричмана в фильме Алексея Федорченко «Овсянки». Посмотрим, как оценят нашу «Измену» члены нынешнего венецианского жюри. А состав судейской команды интересный, в нем чувствуется внимание к голосу феминисток, призвавших, например, Каннский фестиваль увеличить присутствие женщин-режиссеров в конкурсе. Пять мужчин и четыре дамы – это уже заметное приближение к чаемому равноправию. Председательствовать назначен голливудский режиссер Майкл Манн. Под его началом будут смотреть и оценивать кино его коллеги Пабло Траперо (Аргентина), Питер Чжан Хо-сун (Китай), Ари Фолман (Израиль), Урсула Майер (Франция–Швейцария), Маттео Гароне (Италия), а также актрисы Летиция Каста и Саманта Мортон. Видимо, в качестве перчинки в жюри добавлена знаменитая художница, «бабушка перформанса» Марина Абрамович.
«Изменой» присутствие российского кино в Венеции не ограничивается. В конкурсе экспериментальных, нестандартных фильмов «Горизонты» участвует лента Алексея Балабанова «Я тоже хочу», а вне всяких конкурсов будет показана неигровая картина Любови Аркус «Антон тут рядом». Это дебют в режиссуре главного редактора петербургского журнала «Сеанс», в основе которого личный опыт отношений автора и ее питомца-аутиста.http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

вторник, 28 августа 2012 г.

Татарстан представит три фильма на фестивале мусульманского кино в Казани



28.08.2012
Кинематографисты Татарстана в этом году представят три фильма на Казанском международном фестивале мусульманского кино. Об этом сегодня на брифинге в доме правительства РТ рассказала заместитель министра культуры РТ Гузель Нигматуллина. Всего от Татарстана поступило 20 фильмов, в итоге для показа на фестивале были выбраны следующие работы: полнометражный художественный фильм «Собака» Фарида Давлетшина, короткометражный художественный фильм «Потерянный» Ильдара Ягафарова и короткометражный документальный фильм «Аптека на Проломной» Сергея Яковлева.
Кроме того, 13 фильмов из Татарстана будут показаны в программе «Сделано в Татарстане».
Нигматуллина сообщила, что бюджет фестиваля состоит из гранта президента РТ в объеме 1,9 млн. рублей, средств министерства культуры РТ и средств спонсоров.
Для участия в конкурсной программе VIII международного мусульманского кинофестиваля в Казани было заявлено более 300 фильмов из 55 стран. В итоге члены комиссии отобрали только 40 работ из 28 стран, сообщает пресс-служба правительства РТ.
Открытие VIII международного мусульманского кинофестиваля в Казани состоится 4 сентября. Предполагается, что церемонию открытия фестиваля будет вести актер театра и кино Сергей Шакуров.
http://www.business-gazeta.ru/article/65334/
  http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

Человек-универсал



В деятельности выдающегося русского юриста Дмитрия Ровинского (1824–1895) отчетливо видно правозащитное начало

2012-08-28 / Петр Спивак

история, юстиция / Право, красота, добро были у Дмитрия Ровинского слитны. Гравюра И.П.Пожалостина. 1888
Право, красота, добро были у Дмитрия Ровинского слитны.
Гравюра И.П.Пожалостина. 1888
«Часто говорят, что цифры управляют миром; по крайней мере нет сомнения в том, что цифры показывают, как он управляется». Слова эти принадлежат уроженцу сегодняшнего календарного дня, одному из гигантов мирового масштаба – Иоганну Вольфгангу Гете (1749–1832). Он знал предмет, о котором рассуждал, – был подлинно универсальным гением.
Здесь, конечно, еще фактор времени. Вот признание Гете: «У меня громадное преимущество благодаря тому, что я родился в такую эпоху, когда имели место величайшие мировые события... я живой свидетель Семилетней войны, отпадения Америки от Англии, затем Французской революции и, наконец, всей наполеоновской эпохи... Поэтому я пришел к совершенно другим выводам и взглядам, чем это доступно другим, которые... должны усваивать эти великие события из непонятных им книг».
Но... Вот слова Гейне о Гете. «Этот великан был министром в карликовом немецком государстве. Он никогда не мог двигаться свободно. ...Если бы он когда-нибудь внезапно восстал из своего неподвижного покоя и выпрямился, то он пробил бы государственную крышу или, что еще вероятнее, разбил бы себе о нее голову». Напоминает бессмертный рассказ Гаршина Attalea princeps о пальме, рвавшейся на волю из оранжереи и нашедшей за ее крышей голову...
Также в разделе:
Критический метод 
Немецкий историк Бартольд Георг Нибур (1776-1831) знал двадцать языков
День в истории. 24–26 августа
25 августа 1958 года родился американский режиссер анимационного кино Тим Бертон
Сделай ему это чудо!
Романтика в творчестве Александра Грина (1880-1932) - не уход от жизни, но приход к ней
Нет надобности лишний раз напоминать о «Фаусте» или о «Страданиях юного Вертера»; философский контекст, который стоит за этими произведениями, тоже более-менее на слуху у просвещенной публики. Не столь известно другое. Закономерным следствием эстетической всеохватности было вбирание таких материй, которые для писателя необязательны. Интерес к живописи побудил Гете выступить с трактатом «К теории цвета». Физики, правда, тогда отнеслись к суждениям Гете сдержанно, но для исследования личностного восприятия цвета тоже пришел свой час.
Кроме того, было у Гете и такое сочинение, как «Опыт о метаморфозе растений». В ботанической классификации ему принадлежит целый пласт, с соответствующим добавлением в названиях. Что ж, остается только вздохнуть: колосс, таких теперь не делают. Сам Гете, правда, предупреждал: «И великий человек – всего лишь человек». А вот тут хочется поспорить. Больше, чем человек, на свете не бывает. Сверхчеловек оказывается ниже «просто» человека. Но это, как говорится, реплика в сторону.
Но вернемся к связи между словами и цифрами. 28 августа 1801 года родился французский ученый Антуан Огюст Курно (ум. 1877), одновременно философ, экономист и математик. В экономике он занимался взаимосвязью между ценой и спросом, в философии – категориями научного мышления, а средостением между этими сферами знания стала у него математика. И в первую очередь теория вероятностей, математическое преломление такого феномена, как случайность.
А что в гуманитарной культуре ближе всего к математике по духу? Наверное, право – с присущей ему точностью лексического ряда. Сегодня день рождения одного из выдающихся русских юристов – Дмитрия Ровинского (1824–1895). Опять-таки человека-универсала, причем на двух областях его деятельности – юридической и искусствоведческой – надо будет остановиться по отдельности. Начну со второй.
Первое, что приходит в голову: было у человека хобби. Собирал на досуге гравюры и другие произведения изобразительного искусства. Но составить «Словарь русских гравированных портретов», «Историю русского иконописания», «Достоверные портреты московских государей» и много чего еще – это уже гораздо больше. Вторая экспертная профессия.
Теперь о нем как о юристе. Ровинский начинал еще до александровской правовой реформы и, что примечательно, был сыном московского полицеймейстера (потом стал сенатором уголовного кассационного департамента). А начальником его являлся генерал-губернатор Москвы граф Арсений Закревский. Тот самый, который послужил прототипом гротескного мракобеса Крутицкого в пьесе Островского «На всякого мудреца довольно простоты»; там ему Глумов приносит «Трактат о вреде реформ вообще». А тут, видите ли, реформа...
Ровинский на таком фоне – экстремист какой-то. Он выступает за радикальное преобразование судебной системы и уголовного судопроизводства. Предложения создать суд присяжных, впоследствии реализовавшиеся, исходили именно от него. Мало того, в деятельности Ровинского отчетливо видно правозащитное начало. Плети, шпицрутены и прочие средневековые прелести он требовал искоренить. Все это лишний раз подтверждает связь гуманности с красотой, с умением ее видеть.
Дальше пришли, как известно, крутые времена. А поскольку следующий наш герой был из области точного социального знания, то приведу некоторые вехи.
В Британской империи 28 августа 1883 года запретили рабство. А в СССР 28 августа 1941 года объявили депортацию немцев Поволжья на спецпоселение в Казахстан и Сибирь. Отменен был сей указ тоже 28 августа, но 1964-го. И – дата, стоящая особняком: 28 августа 1920 года была проведена Всероссийская статистическая перепись. С чего это я ее вспомнил?
28 августа 1906 года родился видный наш ученый-демограф Борис Урланис (ум. 1981). Биография у него была вполне типичная для человека из его поколения и с такой фамилией: экономист, профессор МГУ, в 1949 году он попал под удар во время кампании по борьбе с космополитизмом. «Оголтелый космополит, апологет и проповедник англо-американского империализма» – так его обозвали в газете. Каждое слово как награда и аванс, такое еще заслужить надо. Нелегкий к этому ведет путь, но Урланис двигался. И в 1968 году в «Литературной газете» выступил со статьей под заголовком, предложенным им самим и вошедшим в поговорку: «Берегите мужчин!» Там впервые было доведено до публики и проанализировано, что мужская смертность у нас выше, чем женская.
Статья эта была итогом многолетних занятий экономической статистикой, а затем и демографией. Но, конечно, думаешь о том, что контекст заголовка отсылает к аспектам уже не «цифровым», а ценностным. И является следствием общей нормы, требования беречь всех http://www.ng.ru/historyday/2012-08-28/8_day.htmlвообще.http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

Фестиваль Ducasse - объект нематериального культурного наследия Бельгии



Брюссель, 27 августа /Синьхуа/ -- С 24 по 27 августа в бельгийском городе Ат проводится ежегодный фестиваль Ducasse, обязательными элементами которого является парад гигантов и бой почти четырехметрового Голиафа с мальчиком Давидом. Известным мероприятием фестиваля также является танец семерых гигантов, каждый из которых весит более 100 кг. Названный фестиваль, насчитывающий более чем 
500-летнюю историю, в 2005 году был включен в Список объектов мирового нематериального наследия ЮНЭСКО. В этом году в представлениях фестиваля приняли участие почти 1000 человек.http://russian.news.cn/culture/2012-08/28/c_131812250.htm


http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

понедельник, 27 августа 2012 г.

Критический метод



Немецкий историк Бартольд Георг Нибур (1776-1831) знал двадцать языков

2012-08-27 / Петр Спивак

история, наука, литература / Бартольд Нибур всматривался в жизнь критическим взглядом. 
Гравюра начала XX века
Бартольд Нибур всматривался в жизнь критическим взглядом.
Гравюра начала XX века
Смешное и страшное недалеко отстоят друг от друга. Или враг от врага, – тут, право слово, запутаешься.
Ровно 100 лет назад, 27 августа 1912 года, неудачливый американский бизнесмен и начинающий писатель Эдгар Райс Берроуз опубликовал в популярном журнале All Story свое первое сочинение о приключениях Тарзана. Сын британского лорда, убитого обезьянами в Африке, он вырос в их стае и не ведает ни страха, ни упрека. Испытаний на его долю выпадает множество, но благополучный конец неизбежен. Страшилка – это вам не ужас без конца. Даже немножко весело.
Можно к экзотическим темам подойти и с другой стороны. Заняться не авантюрными сюжетами, а вглядыванием в повседневную прозу. Итальянский востоковед ливанского происхождения Иосиф Симон Ассимани, родившийся 27 августа 1686 года (ум. 1768), занимался в Риме раннехристианскими рукописями из Египта – переводил их, переписывал, составлял каталоги. Был хранителем и префектом Ватиканской библиотеки. Кто-то скажет: «Скучно!» По мне – благодать.
27 августа 1776 года родился другой ученый, корпевший над источниками, – немецкий историк Бартольд Георг Нибур (ум. 1831). Область его работы – история античности, но методология исследования, которую он вводил в практику, этими рамками не исчерпывается. Критический метод – так это принято называть. Двадцать языков знал этот человек, в устройстве античного мира разбирался так, словно сам тогда жил. Нибур умел отделить легенды и позднейшие напластования от достоверных фактов. Собственно, первое свое открытие – «Институции» римского юриста Гая – он сделал в палимпсесте, то есть такой рукописи, где новый текст написан поверх смытого или соскобленного старого.http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

воскресенье, 26 августа 2012 г.

В конкурсной программе полнометражных фильмов XXI «Киношока» примут участие 14 фильмов



авг. 26 2012, 02:52
Фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии "Киношок" пройдет в этом году с 15 по 23 сентября. На конкурс полнометражных фильмов будут представлены 14 работ, среди них работы режиссеров из Грузии, Армении и Азербайджана.
Так, среди участников "Если все" Натальи Беляускене (Армения), "Опекун" Зазы Урушадзе (Грузия), "Степняк" Шамиля Алиева (Азербайджан). Кроме того, свои работы представят режиссеры из Беларуси, Германии, Латвии, России, Литвы, Исландии, Нидерланов, Узбекистана, Эстонии, Киргизии, Таджикистана, Казахстана и Украины.
Жюри конкурса возглавит писатель Владимир Войнович. Как сообщила руководитель пресс-центра фестиваля Вера Мусатова, помимо него, оценивать картины будут сценарист, режиссер, продюсер Эрнест Абдыжапаров, заслуженная артистка РФ Галина Бокашевская, кинорежиссер, сценарист, продюсер Валерий Лонской и кино- и театральный критик, журналист, член Гильдии киноведов и кинокритиков Алена Солнцева.
Мусатова отметила, что программа фестиваля включает пять конкурсов: полнометражных фильмов; короткометражных фильмов "Границы Шока"; "КиноМалыШок" (конкурс детского игрового и анимационного кино), "ТВ-Шок" (полнометражные игровые телефильмы) и суперконкурс "Неформат" для фильмов на цифровых носителях.
По традиции жюри детского конкурса "КиноМалыШок" будет состоять из школьников Анапы, Темрюка и Новороссийска, а победителей "ТВ-Шок" определит зрительское голосование, передает ИТАР-ТАСС.
"В нынешнем году участников и зрителей "Киношока" ожидает и новинка – программа киноальманахов OMNIBUS. Представленные в нем фильмы созданы как молодыми начинающими кинорежиссерами, так и признанными мастерами и звездами российского кино", - сообщил сотрудник пресс-центра фестиваля.
Помимо этого, в программе "Киношока" конкурсные показы, внеконкурсные показы на открытых площадках Анапы ("Кино на площади", встречи с актерами в режиме "прямого эфира", многочисленные творческие вечера деятелей кино в городах и станицах Краснодарского края, гала-концерты артистов театра и кино, традиционные Гостагаевские встречи и т.д.), передает «Юга.ру».
Как сообщал «Кавказский узел», с 11 по 20 сентября 2011 года в Анапе прошел юбилейный XX Открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии «Киношок – 2011». "Золотую лозу" - главный приз фестиваля - получил полнометражный фильм "Шапито-Шоу" российского режиссера Сергея Лобана.
Каждый год в рамках «Киношока» одна из стран показывает большую программу собственного кино под названием «В фокусе - …». На юбилейном фестивале эта программы была посвящена Армении. В программе были показаны 13 картин разных жанров, годов и авторов, разделенные на три группы: «Участники программ «Киношока-2011»», «Панорама армянского кино» и «Программа короткометражных фильмов и анимации».
В 2010 году фестиваль "Киношок" прошел в Анапе с 12 по 19 сентября. Состоялось также пять конкурсов - полнометражных, короткометражных, игровых фильмов, детского игрового и анимационного кино, а также полнометражных картин, снятых на видео и в цифровом формате. Гран-при получил фильм "Евразиец" режиссера Шарунаса Бартаса.
  http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

суббота, 25 августа 2012 г.

Китай и Россия расширяют пространство сотрудничества в гуманитарной сфере

2012-08-24 14:32:30 | Russian.News.Cnверсия для печати

Чанчунь, 24 августа /Синьхуа/ -- "Мы здесь видим разные направления и стили искусства, по-моему, это является развитием искусства", -- сказал российский скульптор Андрей Новиков на проходящей 13-й Чанчуньской международной выставке скульптуры. "Любое общение такого уровня, как такой скульптурный симпозиум, где художники разных стран общаются друг с другом, конечно, будет способствовать сотрудничеству между художественными обществами всего мира. Для меня общение с другими скульпторами очень интересно", -- добавил скульптор, который уже второй раз принимает участие в этой выставке.
На эту выставку приглашен также российский ваятель Вячеслав Коваленко, произведение которого называется "Борцы". "Моя работа символизирует силу человеческих возможностей и борьбу. Два начала в Китае -- Инь и Ян. Два борца борются, там нет победителя и проигравшего -- это вечная жизнь", -- сказал он.
В последние годы интенсивно развивается гуманитарное сотрудничество между Китаем и Россией. Стоит отметить, что на фоне проведения Года российского туризма в Китае между Северо-Восточным Китаем и Дальним Востоком и Сибирью России учащаются молодежные и культурные обмены.
В июне этого года в город Чанчунь прибыли школьники из Владивостока, Уссурийска, Артема и Находки Приморского края России, которые вместе с учениками Средней школы при Северо-Восточном педагогическом университете Китая в Чаньчуне отметили Международный день защиты детей. Ребята выступали с национальными и современными танцами и хоровым пением.
Директор культурно-образовательного центра "Наш мир" в городе Владивосток Юлия Соловьева сказала: "У нас из 4-х городов России приехали 5 замечательных коллективов. Я довольна, что праздник День защиты детей удался на славу, рады и наши, и китайские дети. У нас получился хороший праздник. Надеюсь, что мы будем это мероприятие проводить каждый год".
Ранее в мае также в городе Чанчунь прошли совместные мероприятия по научному обмену в области масляной живописи между Китаем и Россией. В рамках данных мероприятий состоялись лекции по техникам живописи и реставрации масляных картин, которые провели ученые из Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина /СПбГАИЖСА/. В данных лекциях приняли участие педагоги и студенты китайских вузов.
Член-корреспондент Российской академии художеств, проректор СПбГАИЖСА имени И. Е. Репина Ю. Г. Бобров считает, что между Россией и Китаем в сфере художественного образования существуют замечательные перспективы сотрудничества.
По его сообщению, в настоящее время в СПбГАИЖСА учатся около 120 китайских студентов. "В будущем, я думаю, будут очень важны человеческие контакты, практические контакты между художниками, педагогами и студентами художественных учебных заведений двух стран", -- заявил Ю. Г. Бобров.
18 и 19 августа по приглашению правительства КНР две группы студентов Московского государственного университета им. Ломоносова /МГУ/ прибыли в Пекин, начав десятидневную стажерскую поездку в Китай.
Напомним, что в апреле с.г. вице-премьер Госсовета КНР Ли Кэцян в ходе официального визита в РФ выступил с речью в МГУ и от имени китайского правительства пригласил 300 студентов МГУ приехать на стажировку в Китай во время летних каникул этого года.
Делегация МГУ из 300 студентов, возглавляемая ректором университета Виктором Садовничим, совершает поездку по Китаю в составе двух групп. Во время пребывания в Китае студенты МГУ посетят достопримечательности, проведут беседы и обмены с китайскими студентами.
Начиная с 2006 года, по мере непрерывного оживления китайско-российского туристического рынка все большее количество туроператоров из российских городов приезжает в Китай для поиска туристических возможностей.
В июне этого года представители правительств десяти российских городов и туристических агентств в городе Чанчунь подписали с правительством города Чанчунь соглашение о сотрудничестве в области туризма. Стороны выразили надежду на поиск возможностей сотрудничества в области туризма в регионе, пользуясь случаем проведения перекрестных Годов туризма в 2012-2013 гг. между Китаем и Россией.
По словам начальника Управления международных отношений и туризма администрации Владивостока Владимира Сапрыкина, в настоящее время туризм уже стал одной из важнейших отраслей данного города, среди прибывающих ежегодно зарубежных туристов преобладают туристы из Китая.
По мнению специалистов, перекрестные Годы туризма 2012-2013 гг. будут способствовать дальнейшему взаимопониманию и узнаванию, укрепят традиционную дружбу и расширят сферы сотрудничества между народами Китая и России.
"В июле я побывал на 13 императорских могилах династии Мин в Пекине /"Шисаньлин"/, где стоит много мраморных скульптур, которые мне очень понравились", -- сказал Андрей Новиков. -- "Надеюсь, что все большее количество китайцев смогут посетить Россию".
  http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

пятница, 24 августа 2012 г.

Мультфильмы ужасов



25 августа 1958 года родился американский режиссер анимационного кино Тим Бертон

2012-08-24 / Петр Спивак

история, мультфильм, анимация / Мир мертвых, ужас на ужасе. Такое занимательное кино. Кадр из мультфильма «Труп невесты». 2005
Мир мертвых, ужас на ужасе. Такое занимательное кино.
Кадр из мультфильма «Труп невесты». 2005
Эх, раз, еще раз... Или, в другой формулировке, продолжение следует. Вечер, ночь, утро, день – и так до бесконечности. Но и в заполнении времени мироздание, словно не надеясь на нашу понятливость, повторяет одно и то же или почти одно и то же. Заедает его, наверное.
Впрочем, леший с ним, с мирозданием. Далеко ходить не надо: серийность – универсальный принцип. Вплоть до серийных убийств. 25 августа 1530 года родился русский царь Иван Грозный (ум. 1584), который как раз их и учинял. А в Индии, в Ассаме, 25 августа 1993-го взбесившийся слон растоптал 44 человек. Кто кому подобен – решайте сами.
Но нынче у нас разговор о людях творческих, безобидных. И тем показательнее, что серии, повторы, продолжения притягательны и для них.
26 августа – день рождения большого французского поэта Гийома Аполлинера (1880–1918). Уже давно сложился его устойчивый образ: одинокий, возвышенный творец. И стереотип этот как будто подтверждается тем фактом, что он был неформальным лидером поэтов-сюрреалистов и автором самого термина «сюрреализм». То есть сверхреализм, то, что в некотором роде над действительностью. Вернее, Аполлинер улавливал и усиливал голоса и видения.
Также в разделе:
Сделай ему это чудо!
Романтика в творчестве Александра Грина (1880-1932) - не уход от жизни, но приход к ней
"Нельзя подделывать настоящее"
Анри Картье-Брессон (1908-2004) - отец фоторепортажа
Изящество жестов
Французский мастер живописи Жан-Батист Грёз (1725-1805) умер забытым и полунищим
И еще. Аполлинер издавал литературный журнал, в других периодических изданиях вел постоянные рубрики (прежде всего как критик), выпускал книжную серию «Мэтры любви» из весьма рискованных эротических текстов. Серийное начало тут как тут.
Наконец, изобретение Аполлинера – каллиграмма, то есть графическое стихотворение, в котором строки образуют рисунок. По ассоциации с материей строк – факт из хроники: 26 августа 1884 года американец Оттмар Мергенталер запатентовал строкоотливную типографскую машину, известную как линотип.
От поэзии перейдем к произведениям более прозаическим – во всех смыслах этого слова. В 30-х годах прошлого века, до появления телевидения, на американском радио был популярный жанр сериала с медленным, подробным действием. 24 августа 1938 года газета «Крисчен сенчури» впервые назвала этот жанр мыльной оперой (трансляция часто шла под рекламу мыла). Рассчитаны были мыльные оперы в основном на домохозяек, поскольку звучали днем. Теперь эта специфическая эстетика и поэтика усвоены и телевидением, и литературой. Один из самых читаемых производителей мыла – бразильский писатель Пауло Коэльо, родившийся 24 августа 1947 года.
Широкое предложение налицо и на более высоком художественном уровне, в том числе в мужском, что ли, роде. 24 августа 1958 года родился американский киноактер, режиссер и продюсер Стив Гуттенберг, получивший известность по таким фильмам, как «Полицейская академия», «Кокон», «Короткое замыкание». И тут опять-таки серийность, хотя и не мыльная. Сначала идет «головной», «титульный» фильм серии, а в случае ее успеха делается продолжение (сиквел). У «Полицейской академии» их уже три, есть «Кокон. Возвращение». И так пока публике не надоест. Риск художественного снижения, увы, большой.
Детективный жанр здесь, конечно, неминуем. Кстати, 25 августа 1819 года родился основатель первого в мире детективного агентства Алан Пинкертон (ум. 1884). Ну а в литературе этого жанра последних десятилетий столь же нарицательным стало имя Джеймса Бонда, секретного агента 007. 25 августа 1930 года появился не единственный, но, пожалуй, первый по значимости исполнитель этой роли – шотландский и американский актер сэр Шон Коннери.
Впервые Коннери сыграл Бонда ровно полвека назад в фильме «Доктор Но». И еще шесть раз к этому образу возвращался, прибавляя ему новые тона и краски. Чем дальше, тем больше он дистанцировался от своего героя, дабы не превратиться в застывшую навсегда маску. В одном отношении Коннери следовал примеру Бонда, который однажды, разбуженный ночным телефонным звонком, на вопрос: «Когда же вы спите?» ответил: «На службе – никогда, сэр». Артисту-мастеру останавливаться и успокаиваться нельзя.
А серийность тоже не дремлет, осваивает новые жанры и формы. 25 августа 1958 года родился американский режиссер анимационного кино Тим Бертон. В этой разновидности кинематографа у него особый уклон, своя специализация. Первая же его самостоятельная работа – короткометражный мультфильм ужасов «Винсент». Потом взаимодействие кинохудожника с низовыми жанрами реализовалось в фильмах о человеке – летучей мыши, Бэтмене, пропитанных фирменным авторским черным юмором. Бертон идет по канве общеизвестного, переосмысливает и пересмеивает его. Он создает новую версию страшной истории былых веков в «Трупе невесты». Он поставил рисованный фильм-биографию об Эдварде Вуде-младшем, изготовителе жанровых лент, считающемся худшим режиссером всех времен.
Вечное занятие искусства – перелицовывать старое. 25 августа исполнилось бы 50 лет филологу Максиму Шапиру, ушедшему из жизни в 2006-м. Одна из его ярких статей – о «Теркине на том свете» Твардовского как вариации на тему Данте...http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode