Избранное сообщение

вторник, 31 января 2012 г.


Не зарастет на сердце рана

В Роттердаме показали новый фильм Василия Сигарева "Жить"

2012-01-31 / Елена Михайловна Стишова - кинокритик, историк кино.

кино, премьера / Куда бежать? Кому кричать?Кадр из фильма «Жить»
Куда бежать? Кому кричать?
Кадр из фильма «Жить»
Сегодня в Роттердаме на конкурсном экране 41-го Международного кинофестиваля пройдет премьера фильма Василия Сигарева «Жить». Вердикт жюри будет оглашен 6 февраля.
Можно было и раньше догадаться, что Василий Сигарев – вопреки его шоковым и антипоэтичным сюжетам – тайный лирик. Его новый проект «Жить» подтвердил мои смутные наития, хотя радикализм этого фильма – в смысле материала и стиля – покруче, чем в дебютном «Волчке» (2009). И все же на сей раз Сигарев открыто обручился с поэзией, взяв эпиграф к фильму из Бориса Рыжего: «…душа моя, огнем и дымом, путем небесно-голубым, любимая, лети к любимым». Эпиграф проговаривает месседж фильма. И – хочешь не хочешь – окликает трагический образ поэта и связанную с его поэзией субкультуру «металлургических лесов» и «вторчермета» – уральского региона, породившего – уже в постсоветские времена – плодоносное направление новой драмы. Сигарев, начавший сенсационным «Пластилином» (1999), тоже из них, из адептов новой драмы, бескомпромиссно сканирующих реальность «на последней ступени падения». Но есть программное отличие, сближающее поэтику Сигарева с культурной традицией: лирический герой – отрок, упрямо противостоящий беспределу взрослого мира.
Также в разделе:
"Елена" в золоте
Вручены премии Национальной киноакадемии
Женщина с фиалковыми глазами
Людмила Савельева празднует юбилей
Шапито нашей памяти
Новый фильм Сергея Лобана сегодня выходит в прокат
В новом фильме мальчишка, прячась от злобного материнского зрака, украдкой глядит в окно в надежде увидеть отца, по всему – алкаша, вышвырнутого из дома. Мучительная драма затаившегося ребенка сплетается с двумя другими, совсем жуткими – по изобразительному ряду, а по сути – равными по глубине страдания. Триптих – про любовь: сына – к отцу, матери – к детям, жены – к мужу. И про насильственную разлуку, с которой не смириться.
Заряженный экспрессией параллельный монтаж, весь на лобовых стыках, имитирует сбивчивую, корявую речь свидетеля страшных событий, который силится рассказать сразу обо всем, выплеснуть пережитый шок.
Три сюжета рисковым монтажным усилием стянуты в сложную нарративную структуру, где реальность физическая и духовная равноправны. В процессе сеанса я запретила себе отличать явь от галлюцинаций героев. Только так, отключив рационализм, и нужно смотреть этот фильм – отдавшись во власть эмоционального потока. Иначе не вникнешь, не прочувствуешь, не оценишь хотя бы вот эту – несравненную по трепетному ощущению материнства сцену купания двойняшек. Разомлевшие девочки сидят валетом в допотопном цинковом тазу, мать аккуратно прижигает зеленкой ссадины на мордашках, каждая получает леденец на палочке.
Эта идиллия – всего лишь мечта, галлюцинация безумной матери, дважды потерявшей своих детей. Сначала ее лишили материнских прав как алкоголичку, потом – за хорошее поведение – тетенька-«милицанер» из органов опеки позволила вернуть дочек, да только не доехали они до дома. Их убили по дороге – просто так, попались под руку. После похорон мать вскрывает могилку и прячет трупики дочерей в погребе.
Утрата любимых и близких, обрекающая на разлуку вечную, на жизнь без смысла и света, – эта мысль буквально гвоздит Василия Сигарева с детства.
Безответный, если честно, вопрос: как и зачем жить тем, кто остается. Героиня Яны Трояновой, потерявшая мужа молодая жена не помня себя бежит в сельский храм, где чуть ли не сегодня обвенчалась с суженым. Догоняет батюшку – того, который совершил обряд венчания. Кричит ему в спину: «Любят – зачем?» Батюшка не понимает, что женщина молит о помощи. Благостно приглашает: приходи в храм, там и поговорим. Она не вернется в храм. Она вскроет вены. Ей явится спаситель – погибший возлюбленный.
В мире, отпавшем от веры, проблема «как жить» оставляет человека один на один с самим собой. Хочу ли я сказать, что Сигарев снял экзистенциальную драму? Высоколобые дефиниции не сопрягаются с грубыми бытовыми реальностями, представленными в картине. Образный ряд – воистину гремучая смесь забытых текстур типа кичевых ковриков и дешевых клеенок, психологических портретов (убойная деталь – свалявшиеся в паклю африканские косички героини), убогих интерьеров и замызганного пространства провинциальной окраины, все еще не опомнившейся от советского прошлого. А звуковой ряд – интонации, говорок, подача слова – все то, что покрывает старинный термин «глоссолалия», – это отдельная песня, доступная лишь русскому слуху. Такой густой замес реальности дается не одним лишь ее доскональным знанием, но и классом режиссуры плюс высшей пробы операторское мастерство Алишера Хамидходжаева.
Однако «Жить» – и не философская и даже не психологическая драма. На мой взгляд, это трагедия, редкая птица в современном искусстве. Василий Сигарев, художник, остро чувствующий трагизм жизни, на ощупь пришел к такому жанру.
Только не ждите катарсиса. Античная поэтика давно сдана в архив. Весь возможный для автора позитив он закодировал в императиве названия: «Жить».
…Мальчик сбежит к отцу, в нетопленую хибарку. Молодая вдова найдет в себе силы выйти из своей комнатушки в город, к людям. Мать двойняшек откроет газовый баллон и чиркнет спичкой.http://www.ng.ru/cinematograph/2012-01-31/2_cinema.html
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

Подробнее:http://www.ng.ru/cinematograph/2012-01-31/2_cinema.html


Чтобы целое не развалилось

Японский монарх Токугава Иэясу (1543-1616) был основателем централизованного абсолютистского государства

2012-01-31 / Петр Спивак

история, япония / В Средневековье кто на самом верху государственной иерархии, тот и прав. Все прочее от лукавого.  
Портрет Токугавы Иэясу. XVII век. Замок Осака, Япония
В Средневековье кто на самом верху государственной иерархии, тот и прав. Все прочее от лукавого.
Портрет Токугавы Иэясу. XVII век. Замок Осака, Япония
«О традициях и новаторстве» – вечная, неиссякаемая тема у литературо- и искусствоведов. В какую страну, в какую эпоху ни загляни, всюду найдутся свои консерваторы и реформаторы. А вдобавок еще охранители и революционеры – превращенные формы тех и других.
Русский публицист и общественный деятель Лев Тихомиров родился 31 января 1852 года, умер в 1923-м. В молодости был народовольцем, входил даже в исполнительный комитет «Народной воли» и совместно с Петром Лавровым издавал в эмиграции ее газету. А в 1888 году вдруг отрекся от прежних взглядов, выпустил брошюру «Почему я перестал быть революционером», обратился к Александру III с просьбой о прощении и получил его. Вернулся в Россию. И стал проповедником особой, высшей монархической идеи, теоретиком монархии как наиболее нравственного типа власти. Смешение политических и этических категорий – страшное дело. Моралистическими соображениями можно оправдать все что угодно. И у Тихомирова появляются специфические определения и увертки. Монархию он отстаивает не абы какую, а подлинную. Которая свободу (ту, что с многообещающим эпитетом «духовная») не исключает, а предполагает. Ох, знакомо...
По трезвом размышлении приходит на ум вопрос: а так ли уж кардинально переменилось тихомировское мировоззрение? Народная воля и воля самодержавная – феномены сходные по своей сущности, они – прибегнем к философской терминологии – основаны на монизме, а не плюрализме. Все прочее – детали. И терроризм, и рой тихомировских статей, где в связи с делом Бейлиса всерьез обсуждается тема еврейских ритуальных убийств и звучат иные сходные ноты.
Также в разделе:
Беззащитный отдельный человек
Улоф Пальме (1921-1986) как политик был посредником во многих конфликтах
Через волшебную призму
Льюис Кэрролл (1832-1898), автор "Алисы в Стране чудес", был математик и философ-логик
У него получилось
Актеру Полу Ньюману (1925-2008) оказалась под силу материя экстремального человековедения
Говоря об особом пути русской государственности, Тихомиров, полагаю, особость эту преувеличивал. 31 января 1543 года появился на свет японский монарх Токугава Иэясу (ум. 1616), основатель династии сёгунов Токугава и централизованного абсолютистского государства – сёгуната. Фактически это была классическая вертикаль власти, многоступенчатая иерархия феодалов: кто стоит ниже, тот является вассалом того, кто стоит выше. Чтобы целое не развалилось, необходима объединяющая воля правителя. Иэясу ввел именно такую систему. Тихомирову бы понравилось.
И, как нарочно, на этом же листке календаря – день рождения другого жителя Страны восходящего солнца, деятельность которого я бы рискнул привести как пример модернизации в сфере культуры и общественного сознания. Это ныне здравствующий лауреат Нобелевской премии по литературе Кэндзабуро Оэ (р. 1935). Писатель с потрясенным сознанием, постоянно тревожимый состоянием сегодняшнего мира. А мир этот, как он подчеркивает, живет на грани гибели.
Показательно: вышеупомянутый Тихомиров в труде «Религиозно-философские основы истории» тоже писал о последних, предгибельных временах. Но сходства с этими мотивами у Оэ немного. У него иная группа философской и эстетической крови, иная интеллектуальная школа и выучка. Когда надо показать на примере, к чему привела модернизация и вестернизация Японии, достаточно перечислить его учителей. Тут и Сартр, и Фолкнер, и Томас Манн, и Достоевский, и Михаил Бахтин, и Юрий Лотман. В романе «Объяли меня воды до души моей» он переосмысливает традиционную интерпретацию отношений между отцом и сыном, метафорой коих во многом является философия монархического государства. А в эссеистике настаивает на пересмотре национальной литературной традиции. Как писатель и общественная фигура Оэ – непримиримый оппонент Юкио Мисимы, поборника самурайских начал. И активно участвует в движении противников пересмотра знаменитой 9-й статьи нынешней японской Конституции. Той статьи, которая запрещает стране применение военной силы иначе как в целях самообороны.
И тут, по прихотливой ассоциации, я обращусь к материи совсем иной – к стихам для детей, стихам на русском языке. 31 января 1933 года родилась детская поэтесса Рената Муха (ум. 2009). Есть у нее такие строчки: «Вчера Крокодил улыбнулся так злобно,/ Что мне за него до сих пор неудобно». Прелесть, да? И явно перекликается с сегодняшней темой http://www.ng.ru/historyday/2012-01-31/16_day.htmlразговораhttp://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

Образование и культура коренных народов



27/01 19:11 CET
Play/Pause Video
smaller_textlarger_text
||
По мнению ЮНЕСКО коренные народы составляют около 5 % населения Земного шара. Сегодня их культура и образ жизни находятся на грани исчезновения. На этот раз в центре внимания программы learning world – проекты по сохранению и защите культурной среды и традиций коренных народов Новой Зеландии, Боливии и Эфиопии.
Новая Зеландия: сохранить язык предков
В одной из старейших школ Новой Зеландии, где изучают язык маори, учащиеся пишут и исполняют песни на языке предков. Это помогает окунуться в культурные и исторические традиции своего народа и почувствовать связь со своими корнями.
Местная школа языкового погружения была открыта 26 лет назад, и стала первой школой Новой Зеландии, где изучали язык маори. В то время родной язык был совершенно вытеснен английским.
Прошло 10 лет, и ребята уже сочиняют новые и переводят известные песни на язык маори. Методика обучения отличается от обычных уроков, так как пение всегда составляло важнейший элемент этой коренной культуры.
В 80х годах прошлого века, только в единственной начальной школе преподавание велось на языке маори. Преподаватели школы вместе с родителями решили не останавливаться на достигнутом и организовали преподавание языка и в средней школе. Их заинтересованность и энтузиазм увлекли и других людей присоединиться к ним и поддержать эту идею.
Каждый предмет преподается на двух языках, маори и английском, на котором дети говорят дома.
Многие из числа первых выпускников школы, где учили язык маори, вернулась в родную Альма Матер уже в качестве преподавателей.
И сейчас, уже следующему поколению предстоит сохранить язык и культуру маори и не дать им раствориться в вечности. Ведь в наши дни только один из четырех жителей коренной национальности Новой Зеландии говорит на маори.
Боливия: наследники Инков
В Боливии европейская колонизация отрицательно повлияла на сохранение культурного наследия и привела к тому, что коренные народы были лишены широкого доступа к образованию, особенно в высшие учебные заведения. Сегодня только один университет предлагает учащимся курс, основанный на философии и организационных принципах Древнеандского общества.
Программа местного университета расчитана на сохранение коренных традиций этой страны.
Когда то регион Анд в Боливии был частью великой Империи Инков. Со времен завоевания этих территорий европейцами, доступ к образованию для коренных народностей был ограничен. Возрождение национальных учебных заведений Боливии началось три года назад. Там готовят специалиситов по сельскому хозяйству и пищевой и легкой промышленности.
Преподавание ведется не только на испанском, но и на местных языках. Обучение здесь бесплатное, так как, в соответствии с принципами, образование – неотъемлемое право любого человека.
Цель программы – воспитать квалифицированные местные кадры с навыками лидеров. Студенты приезжают по направлению местных НПО со всей страны, чтобы вернуться к себе , получив образование, и быть полезным там, откуда они родом.
Три университета в Боливии растят кадры для нужд местного хозяйства.
Эти молодые ребята стремятся освоить и соединить все лучшее, что создано разными культурами, использовать преимущества современного мира, не теряя собственных традиций.
Эфиопия: лесная школа
Природа всегда играла заметную роль в культуре коренных народов. Например, в Эфиопии одна экологическая организация решила собрать вместе современную городскую молодежь и старейшин, чтобы наладить диалог между ними и передать молодым знания о культурных традициях прошлого. Общаясь с природой ребята возвращаются к своим истокам.
Молодые и старики вместе совершают паломничество в глубь старого леса в одном из сельских районов Эфиопии.
Современные тинэйджеры, чей городской образ жизни сегодня невероятно далек от образа жизни их предков, с интересом общаются со старейшинами, проявляя живой интерес к своим корням.
Каждый месяц группа из 12 учащихся собирается для прохождения пятидневного семинара, организованного НПО “Melca”.
Благодаря погружению в окружающую природную среду, они хотят восстановить свою культурную самобытность.
Ассоциация считает, что более близкое общение с природой, вне стен школы и вместе со старшими, поможет им осознать свое предназначение и свою близость и связь с традициями своего народа. Девиз ассоциации – “старшим виднее”.
Благодаря возможности побыть одному и помедитировать, молодому человеку легче размышлять о смысле жизни, ведь многие из них выросли в очень трудных условиях.
Знания, которыми обладают старейшины, и их положение в обществе помогают обрести уверенность.
Это общение с природой заканчивается вечером традиционных историй из жизни народа. Так, в течение долгих веков, жители Африки передавали свои знания.
Ребята чувствуют себя ближе к своей культуре …. благодаря безграничной мудрости старших.
More about: http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode
http://ru.euronews.net/2012/01/27/teaching-indigenous-culture/