Избранное сообщение

среда, 30 ноября 2011 г.

Режиссеру Терренсу Малику удается добраться до зрителя, завладеть им


Чудо искусства


2011-11-30 / Петр Спивак

история, кино / То, что переживает человек на войне, Терренс Малик заставляет ощутить каждого кинозрителя. Кадр из фильма «Тонкая красная линия»
То, что переживает человек на войне, Терренс Малик заставляет ощутить каждого кинозрителя.
Кадр из фильма «Тонкая красная линия»
Обычно, готовя очередной выпуск этой рубрики, я формулирую для себя его главную внутреннюю тему. Сегодня таковых будет две. Одна – так называемый зрительный ряд: все, что мы воспринимаем зрением. Вторая – как в старину говорили, хорошее общество, то есть определенная форма самоорганизации лучших и передовых людей. И, дабы не мучиться, аки Буриданов осел, сосредоточусь по большей части на тех случаях, когда эти темы так или иначе пересекаются.
В далекие времена, когда в нашей стране еще не додумались до единых творческих союзов, ХЛАМ (художники, литераторы, актеры, музыканты – позднейшая ироническая аббревиатура, пущенная в обиход Ильей Эренбургом) группировался по пристрастиям – эстетическим и личным. Композитор Сергей Ляпунов, родившийся 30 ноября 1859 года (ум. 1924), из всех музыкальных течений более всего симпатизировал «Могучей кучке» и сблизился с ее участниками, стал другом и сотрудником Милия Балакирева. Но это был у Ляпунова не единственный близкий круг. Можно вспомнить профессорство в Петербургской консерватории и директорство в Бесплатной музыкальной школе, а после Октября, уехав в Париж, Ляпунов возглавил там музыкальную школу для русских эмигрантов. Но музыкой его деятельность не ограничивалась: он был членом Русского географического общества и ездил на Север записывать народные песни.
Также в разделе:
Трудно быть маленьким
"История о маленьком Муке" Вильгельма Гауфа (1802-1829) выдержала испытание временем
Чудо искусства
Композитор, пианист и дирижер Антон Рубинштейн (1829-1894) создал в Петербурге первую нашу консерваторию
Понтифик-миротворец
Папа Римский Иоанн XXIII (1881-1963) – фигура уникальная
Запад есть Запад
Фрэнсис Элиза Бёрнетт (1849-1924) менее известна, чем герой ее детского романа - лорд Фаунтлерой
Ровно на десять лет младше был художник Константин Сомов (1869–1939), «мирискусник» – из блиставшего в наш Серебряный век объединения «Мир искусства» и одноименного журнала. Кончил свои дни, разумеется, в Париже.
Что тут прежде всего хочется сказать? Воистину модерн: современные способы структурирования художественной среды, никакой тебе вертикали власти. И множественность форм самовыражения: традиционные жанры живописи, станковая графика, иллюстрирование и оформление книг (Пушкин, Гоголь, Блок, Бальмонт...), статуэтки. Добавьте еще словесность: дневники, письма. Но как-то так устроено наше восприятие, что портреты или пейзажи запоминаются лучше. Сомовские Блок, Кузмин, Рахманинов и многие другие хрестоматийны.
Последнее по счету, но не по значению: художник вырос в семье Андрея Сомова, историка искусств, старшего хранителя Эрмитажа. А Сергей Ляпунов был сын известного астронома Александра Ляпунова, брат не менее известного математика Александра Ляпунова. Хорошее общество опять-таки.
У Константина Сомова и люди на многих картинах увидены, словно сквозь дымку. Как будто из далекого будущего, где о них только и скажут, что это было давно и неправда...
А теперь, словно по контрасту, – к той реальности, что хватает человека за ворот и может вытрясти душу. И это в парадоксальном сочетании с фигурой самого художника, наглухо закрытого, таинственного, чуждого шумихи и громких эффектов. Я говорю о родившемся 30 ноября 1943 года американском кинорежиссере Терренсе Малике. Живой, по меркам нашего века глобализации недалеко работающий человек – но уже в биографии множество неясностей.
Даже место его рождения разные источники называют не одно и то же. Утверждается, что Малик работал журналистом нескольких весьма известных изданий, но статьи, им написанные, неизвестны. Режиссер не появляется на публике и не дает интервью, хотя он признанный мэтр и лауреат (например, каннской «Золотой пальмовой ветви» 2011 года за «Древо жизни») и номинант на «Оскара».
Вероятно, в основе его творческого метода заложено стремление взрывать каноны, опрокидывать привычные схемы и представления. В самом первом своем полнометражном фильме – «Пустоши» он воспроизводит канву знаменитой старой ленты «Бонни и Клайд», но именно для того, чтобы зритель от этих типов, почти архетипов, отшатнулся.
А самая известная работа Малика – «Тонкая красная линия» (1998), драма о войне. И ведь это тоже ремейк – был в 1964 году фильм по тому же военому роману Джеймса Джонса. Время и место действия – Вторая мировая, битва за Гуадалканал на Тихом океане. История просто фронтовая превращается у Малика в бытийную, экзистенциальную. «Вы бываете одиноки, сэр?» – спрашивает один из героев фильма. И слышит в ответ: «Только с людьми». Но это еще не все: критики говорят о полифонизме эстетики Малика, прибегая к бахтинской терминологии. И признают, что при всей немассовости, даже антимассовости своего почерка Малику удается добраться до зрителя, завладеть им. Не какую-то массу он покоряет, а каждого отдельного зрителя. И тот видит своими, а не чьими-то глазами то, что хотел показать режиссер. Чудо искусства.
И сегодня же день рождения другого мастера кино – нашего соотечественника, аниматора Андрея Хржановского (р. 1939). Тоже немассовый по своей природе, штучный человек. И сюжеты для своих фильмов выбирает такие, до которых, может быть, никто больше не додумается. Сделал, например, анимационные фильмы по Иосифу Бродскому – «Полтора кота» и «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину». Смотрите и вдумывайтесь. Последнее не помешает 
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

Подробнее:http://www.ng.ru/historyday/2011-11-30/12_day.html